Александр Лукашенко пообещал отдать российским портам экспортной грузопоток. Прибалтийские дипломаты отреагировали незамедлительно. В Латвии предположили, что это политическое решение. В Литве напомнили про современные прибалтийские порты с современным оборудованием. В Эстонии же сказали, что подобным заявлениям не стоит придавать слишком большого значения.
Действительно, такие заявления от белорусского лидера уже звучали, так было, например в 2005 году. Менять же логистические маршруты без изменения действующих тарифов Беларуси невыгодно, на сегодняшний день использовать прибалтийские порты для транзита белорусской продукции экономически более целесообразно. Тарифный момент, кстати, отметил в Минске и А.Дрозденко: «Нам необходимо установить справедливые тарифы. Хотя бы не выше, чем в странах Балтии, тогда это будет всем выгодно».
Отметим, что основными экспортными товарами Беларуси являются минеральные удобрения, продукция химической промышленности, нефтепродукты, логистика поставок которых выверена годами. Так, один из крупнейших предприятий республики ОАО «Беларуськалий» отправляет калийные удобрения через Вентспилс и Клайпеду на Балтике и Николаев на Черном море. Экспорт калийных удобрений из Белоруссии по итогам 2011 составил почти 4,7 млн тонн, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 11,9%.
Нефтепродукты также выгоднее всего переваливать через прибалтийские порты – Ригу, Вентспилс и Лиепаю. Поставки на экспорт нефтепродуктов из Белоруссии в прошлом году выросли на 40,2% и составили 15,7 млн тонн.
Кроме того, интерес для российских портов могут представлять ро-ро грузы – тракторы и грузовики белорусского производства на экспорт.
По данным Национального статистического комитете Белоруссии, в 2011 году общая стоимость белорусского экспорта за пределы СНГ составила 21 млрд долл., импорта – 28 млрд.