Российские авиакомпании получили право на беспошлинный ввоз самолетов самой распространенной и экономически выгодной кресельной емкости — 170-219 кресел. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) согласовала расширенный список воздушных судов, на который распространится новое решение. Заключить договор по новой процедуре компании смогут до 1 января 2017 года, а пользоваться этими самолетами на льготных условиях — до 2021 года. Крупнейшие российские перевозчики считают, что решение позволит заметно снизить цены на билеты и даст толчок развитию низкобюджетных авиакомпаний
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) согласовала решение о продлении временного беспошлинного ввоза пассажирских самолетов до 1 января 2017 года. Об этом «Интерфакс» сообщил со ссылкой на представителя комиссии. Под действие льготного режима впервые попадут самолеты вместимостью 170-219 кресел, такие как Boeing 737 и Airbus A320 различных модификаций. Представитель ЕЭК уточнил «Ъ», что решение будет опубликовано в ближайшее время. В целом предприниматели Таможенного союза смогут заключать договоры на самолеты вместимостью 110-300 мест в рамках льготного режима до 1 января 2017 года. Предельный срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов составляет пять лет со дня помещения самолета под процедуру.
До сих пор сегмент самолетов на 170-219 кресел под условия льготного режима не попадал — именно к нему относятся российские Ту-204 и Ту-214. Но их производство фактически прекращено, на смену должен прийти МС-21. Его сертификация ожидается в 2016 году, а первые поставки — уже в 2017 году. В Объединенной авиастроительной корпорации вчера не ответили на запрос «Ъ» о том, создают ли новые льготы угрозу для ее продукции. В ЕЭК говорят, что они позволят авиакомпаниям сэкономить 17-19% от стоимости иностранных самолетов.
Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, сообщил, что на предложении расширить список ввозимых самолетов на льготных условиях настаивала Россия. Как рассказал «Ъ» чиновник Минпромторга, в ходе рабочих совещаний наибольшую активность проявлял «Аэрофлот», идею поддержало Минэкономики. Чиновник говорит, что «мотивы крупнейших перевозчиков понятны», но для российского авиапрома это «неоптимальное решение».
Авиаторы бурно радуются новым льготам. В «Аэрофлоте» говорят, что ввоз самолетов на 170-219 мест «положительно скажется на стоимости билетов в целом в отрасли». При этом решение «крайне» важно для подконтрольного «Аэрофлоту» нового низкобюджетного перевозчика «Добролета», поскольку «стандартная модель» работы лоукост-компании подразумевает эксплуатацию самолетов емкостью 189 кресел. В «ЮТэйр» поддерживают конкурента, подчеркивая, что, чем больше вместимость самолета, тем эффективнее экономика рейса, поэтому «в отдельных случаях по отдельным направлениям» замена самолета на более вместительный может снизить цену билета на 40%.
По мнению главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкого, решение о льготах — действительно важный шаг в поддержке развития низкобюджетных перевозок в России. Самолеты в плотных компоновках — ключевая вещь для лоукоста, подтверждает эксперт. По его мнению, в перспективе пошлины на самолеты любых типов и вместимости нужно просто полностью отменять. Снижая конкуренцию, они сдерживают эффективное развитие гражданского авиапрома, поясняет эксперт, и качественно ухудшают парк российской авиации, поскольку из-за пошлин компаниям приходится брать более дешевые самолеты.