Таможенный представитель (брокер)

Дорожная карта внесет изменения в КоАП

Как планируется изменить Главу 16 КоАП РФ и почему Минюст сопротивляется…

Пунктом 38 Плана мероприятий дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р, Министерсву юстиции Российской Федерации, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и общероссийскими общественными организациями, поручено подготовить предложения по изменению Главы 16 КоАП РФ.Это должно быть сделано с целью исключения неоднозначности описания диспозиций статей и уточнения санкций, исходя из принципов их соразмерности совершенным правонарушениям и их последствиям, в том числе с учетом международных обязательств России.

В распоряжении «ПРОВЭД» имеется предварительное мнение Министерства юстиции по предложениям ФТС России и представителей общероссийских общественных организаций.

Министерством проведен анализ мнений, представленных ФТС России и бизнес-сообществами. При этом учтено, что, по мнению ФТС, редакция Главы 16 КоАП РФ, установленная ФЗ-409 от 16.12.2011 года изложена в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и диспозиции большинства статей данной главы уточнены и в них исключены положения, носящие неоднозначный характер. В качестве примера приведена редакция ст. 16.7 КоАП, устанавливающая ответственность за предоставление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) документов для представления их в таможенный орган, если эти действия повлекли за собой сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах или транспортных средствах. В новой редакции этой диспозиции установлено, что ответственность наступает при условии, если такие действия повлекли за собой несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством таможенного союза, решениями Комиссией Таможенного союза и нормативными актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Серьезность, с которой анализируется это изменение в диспозиции статьи и значимость этого уточнения по сравнению с предыдущей редакцией, у знающих административное законодательство участников ВЭД, вызывает только усмешку. О том, что ст.16.7 КоАП на языке юристов — «мертвая статья», наверное, не стоит и говорить. За многолетнюю практику ее применения по всей стране не найдется и десятка случаев ее применения. Поэтому вопрос об ответственности за совершение подобного рода административного правонарушения в таможенной сфере, что при старой редакции диспозиции, что при новой — для большинства участников ВЭД, практически, никакого значения не имеет.

Но видимость работы по анализу совершенствования административного законодательства — налицо.

Еще пример: в качестве серьезной аналитической работы ФТС приведен факт изменения санкции ст. 16.19 КоАП РФ, в которой штраф в размере, исчисляемом от стоимости товара, изменен до определенного размера: от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. По мнению ФТС, исключение из ряда санкций статей главы 16 КоАП РФ административного наказания в виде конфискации транспортных средств,(что на практике никогда и не применялось, так как у судей хватало правосознания не использовать эти абсурдные для перевозчиков санкции), уже достаточно для совершенствования административного законодательства в таможенной сфере.

Торгово-промышленная палата и участвовавшие в формировании мнения бизнес-сообщества внесли предложения, которые сводятся к следующему:

1.Необходимо отменить конфискацию товара в качестве санкции за административное правонарушение по ряду статей КоАП РФ.

2.Заменить административные штрафы, исчисляемые от стоимости товара на штрафы в определенном размере.

3.Дополнить санкции наказанием в виде предупреждения в качестве альтернативного наказания или основного.

Аналитики общероссийских общественных организаций отмену конфискации товара в качестве наказания за правонарушения, при совершении которых на практике конфискация не назначалась, видят главным достижением в новации административного законодательства и главным аргументом для этого считают, что такие изменения снизят издержки участников ВЭД, сократят время выпуска товаров в связи с исключением применения обеспечительных мер в ходе административного производства.

В качестве прочих аргументов для замены штрафа, исчисляемого от стоимости товара, на штраф в определенном размере, высказывается, что кратные размеры штрафов не только могли разорить участников ВЭД, но и то, что заранее неизвестная величина штрафа очень сильно выводила из психологического равновесия потенциальных нарушителей таможенного законодательства.

Введение же наказания в виде предупреждения представляется экспертам, как серьезное достижение в части снижения административного давления на бизнес. По нашему мнению, более прогрессивным предложением по совершенствованию административного законодательства в таможенной сфере было бы предложение использовать положения Киотской конвенции, в соответствии с которой по малозначительным нарушениям и случайным ошибкам административное производство вообще не производится.

Однако, даже вышепересказанные предложения по изменению административного законодательства, которые, по нашему мнению, требуют дальнейшего расширения, в Министерстве юстиции вызвали бурную реакцию, которая, по мнению представителей юстиции, направлена на защиту публичных интересов от угрозы причинения ущерба экономической и финансовой системы Российской Федерации.

Для Министерства юстиции изменение принципа исчисления штрафа, отмена конфискации товара по ряду санкций Главы 16 КоАП РФ не только создаст угрозу экономической и финансовой безопасности страны, но такие изменения противоречат международной практике привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание Минюста, в анализируемых мнениях ФТС и общероссийских общественных организаций нет предложений такие виды административных наказаний, как таковые, вообще исключить из административного законодательства в таможенной сфере. Конфискация транспортных средств, орудий правонарушений и предметов правонарушений остается инструментом превентивного воздействия на участников внешней торговли. Также, и наказание в виде штрафа, исчисляемого от стоимости товара, по большинству значимых для экономической безопасности страны статей Главы 16 КоАП РФ, остается в арсенале административных органов.

Жаль, что Министерство юстиции не видит коррупционную составляющую в ряде статей КоАП РФ, предусматривающих возможность конфискации товаров. Как аналитики общероссийских организаций правильно отметили, проблема не в самой угрозе конфискации товара, которая крайне редко применяется по ряду статей, а в возможности принятия решений должностным лицом по применению мер обеспечения при административном производстве в виде изъятия товара или его ареста. Именно наличие такого вида наказания, как конфискация, дает должностному лицу возможность применять указанные меры обеспечения административного производства. Министерство юстиции, к сожалению, не видит, что последствия этих обеспечительных мер, прежде всего, причиняют бизнесу убытки и вред, в том числе в виде увеличения сроков введения товаров в оборот, что в итоге негативно отражается на пополнении бюджета страны за счет налоговых отчислений и на конечной стоимости товара для потребителей.

Рассуждения Министерства юстиции о том, что конфискация как вид наказания, в соответствии с действующим законодательством, может применятся или нет в зависимости от судебного решения и, в большей степени, служит превентивной цели — предупреждению совершения нарушений таможенных правил, с точки зрения юристов не вызывает никаких возражений, но практика применения этого вида наказания и, как отмечено, возможность применения обеспечительных мер, в большей степени причиняет вред публичным интересам, а не защищает их.

Что же касается принципов исчисления штрафов , то только само исключение из процесса административного производства процедуры определения стоимости товара в виде проведения экспертизы, производство которой всегда требует серьезных финансовых затрат, значительно увеличивает сроки административного производства и требует от органа, ведущего административное расследование, материально-технических и трудовых ресурсов, принесет экономическим и финансовым интересам страны только пользу.

Возражая против введения такого вида наказания, как предупреждение, Министерство юстиции полагает, что ст.2.9 КоАП РФ, позволяющей освобождать лицо, совершившее административное правонарушение от ответственности в силу малозначительности, решает проблемы совершения неопасных и случайных нарушений таможенных правил. Однако, Министерство юстиции вновь забывает о процессе административного производства, на осуществление которого госорган в лице ФТС тратит финансовые средства государства, вместо того, чтобы применить предупреждение в виде наказания. Во-вторых, понятие «малозначительности» на практике толкуется крайне неоднозначно и за годы судебной практики применение ст.2.9 КоАП РФ не приносит желаемого результата.

Надеемся, что эксперты Минэкономразвитя правильно оценят позицию Министерства юстиции как ошибочную и предложат законодателям вариант изменения Главы 16 КоАП РФ соответствующие современным требованиям по инвестиционной привлекательности страны, улучшению бизнес-климата, экономическому благополучию страны.

Источник: ПРОВЭД

07 февраля 2013

;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)