Дворкович пообещал на бензин снизить пошлину, но не цены
Дворкович пообещал на бензин снизить пошлину, но не цены
23 января вице-премьер Аркадий Дворкович на брифинге в рамках Всемирного экономического форума в Давосе заявил, что Россия планирует снизить экспортную пошлину на бензин с 2015 года или даже раньше — с 2014.
«С моей точки зрения (пошлина будет снижена — ИАИ «ПРОВЭД») точно с 2015 года, но, возможно, с 2014 года. Это предстоит еще обсудить. В нынешней ситуации дефицит не возникнет, в том числе потому, что при таких ценах на бензин выгодно поставлять бензин из Белоруссии, и там есть достаточные объемы. Такие экспортные поставки из Белоруссии в Россию уже осуществляются», — подчеркнул Аркадий Дворкович. При этом он добавил, что правительство не ожидает дефицита топлива весной 2013 года в связи с переходом на стандарт топлива Евро-3. Вице-премьер сообщил, что вопрос снижения пошлин может быть обсужден на ближайшем заседании правительственной комиссии по ТЭК. Конкретных величин по снижению пошлины на бензин Аркадий Дворкович не назвал.
СПРАВКА: Заградительная экспортная пошлина на бензин в 90% от нефтяной существует с мая 2011 г. Однако, её введение, как предполагалось, не привело к падению экспорта. По данным Минэрго, в 2012 г. российские компании отправили за рубеж 3,59 млн т бензина — на 17,3% больше, чем годом ранее В тоже время, нефтяники постоянно просят снизить пошлину на бензин. Им нужно вкладываться в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. По мнению замминистра энергетики Павла Федорова, «простая отмена» пошлины может привести к единомоментному росту цен из-за увеличения нетбэка, а сохранение статус-кво не создает стимулов для инвестиций в мощности по производству бензинов, что было бы востребовано рынком. Но при нынешних ценах на нефть даже при заградительной пошлине на бензин российские нефтяники получают прибыль от экспорта бензина (в большей степени прямогонного) около $10 за баррель, отмечает аналитик Номос-банка Денис Борисов. Как компромиссный вариант, рассматривалась идея сохранения заградительной пошлины на ближайшие 3-5 лет, но при условии отказа от повышения акцизов на бензин, соответствующий нормам «Евро-5. Сейчас ставка акциза на бензин «Евро-5» — 5 143 руб./т., на 2015 г. планируется повысить ее до 6 223 руб./т. Отказ от повышения акцизов менее выгоден для компаний, чем снижение экспортной пошлины, но это могло бы стать мощным стимулом для насыщения внутреннего рынка высококачественным бензином.
Однако, исходя из заявления Аркадия Дворковича, можно сделать вывод, что Правительство не стало искать выход из баланса таможенных ставок и акцизов, а сделала свой выбор в пользу снижения экспортной пошлины.