Таможенный представитель (брокер)

Электронное декларирование: между прошлым и будущим

Одной из тем, которые обсуждались на конференции «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма единого окна», прошедшей в Российской таможенной академии под эгидой Евразийской экономической комиссией, стала проблема применения электронной формы таможенного декларирования – в настоящее время и в перспективе

Марина Искоскова, начальник отдела таможенного законодательства и правоприменительной практики Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, в своем докладе подробно рассказала, как будут выглядеть в новом кодексе нормы, регулирующие вопросы электронного декларирования. Прежде всего она отметила, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который придет на смену ТК ТС (как предполагается, с 1 июля 2016 г.), ориентирован на электронный документооборот. Так, пункт 3 статьи 179 ТК ТС устанавливает, что таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) в электронной формах с использованием таможенной декларации, то есть первой указана письменная форма декларирования, а электронное декларирование упоминается как некая альтернатива.

В  проекте ТК ЕАЭС пунктом 3 статьи 74 «Общие положения о таможенном декларировании» (аналог статьи 179 ТК ТС) определено, что таможенное декларирование товаров производится в электронной форме, а в письменной форме может производиться только в специально оговоренных случаях: при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования; в отношении транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами; в иных случаях, устанавливаемых комиссией, а если это предусмотрено кодексом – законодательством государств-членов. Кроме того, «таможенное декларирование может быть произведено в письменной форме, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, используемых таможенными органами, вызванной техническими сбоями, нарушениями работы средств связи (телекоммуникационных сетей и сети интернет), отключением электроэнергии» (пункт 5 статьи 74).

Далее, во всех случаях взаимодействия декларанта с таможенным органом (при отзыве таможенной декларации, внесении изменений в таможенную декларацию),  когда в ТК ТС предусмотрена только письменная форма, вводится альтернатива, позволяющая взаимодействовать посредством информационных систем и обмениваться электронными документами. Например,  статья 191 ТК ТС предусматривает, что сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта. Статья 192 ТК ТС также предусматривает отзыв таможенной декларации по мотивированному письменному обращению декларанта с письменного разрешения таможенного органа. В проекте  ТК ЕАЭС статья 82 «Изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации» предусматривает изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта в видеписьменного или электронного документа. Статья 83 «Отзыв таможенной декларации» также устанавливает, что  обращение декларанта подается в виде электронного или письменного документа.

Еще один очень важный для бизнеса аспект электронного декларирования – возможность не представлять при подаче декларации на товары документы, на основании которых она заполнена. Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, если иное не установлено кодексом. Пункт 2 этой статьи содержит отсылочную норму, устанавливающую, что перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств-членов.

Наши соседи по ТС этой нормой воспользовались в полной мере. Так, в Республике Беларусь установлена норма, что для регистрации таможенной декларации при таможенном декларировании товаров в электронной форме документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, предусмотренные статьями 183 и 184 ТК ТС, не представляются, но они могут быть запрошены таможенными органом для проведения таможенного контроля (пункт 2 статьи 166 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 10.01.2014 № 129-З). Статья 281 Кодекса Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-4 «О таможенном деле в Республике Казахстан» подразделяет документы, на основании которых заполнена таможенная декларация (перечисленные в статье 183 ТК ТС),  на основные, которые всегда представляются таможенному органу, и документы,  которые представляются таможенному органу при необходимости. Согласно пункту 1 статьи 281 подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено кодексом. К таким документам относятся: 1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; 2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; 3) транспортные (перевозочные) документы.

При необходимости к документам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, представляются следующие документы: 1) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в случае, предусмотренном валютным законодательством; 2) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; 3) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей и налогов; 4) документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в случае, если товары выпускаются с условием предоставления такого обеспечения; 5) документы, подтверждающие полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов. Пунктом 7 статьи 181 Кодекса  «О таможенном деле в Республике Казахстан» также предусмотрено, что подача таможенной декларации в электронной форме может не сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. В 2014 г. в статью 281 законом РК от 02.07.2014 № 225-5 были внесены изменения, пункт 3 был изложен в следующей редакции: «Подача таможенной декларации в виде электронного документа не сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых заявлены сведения о товарах. Порядок представления, использования и хранения таможенной декларации в виде электронного документа определяется Правительством Республики Казахстан».

Таким образом, в Казахстане и Беларуси установлена общая норма о том, что при декларировании товаров в электронной форме представление документов, на основании которых заполнена декларация на товары, не требуется. Россия пошла по иному пути. Хотя Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» заявлен приоритет электронной формы декларирования (согласно статье 204 декларация на товары подается в электронной форме – эта норма применяется с 1 января 2014 г., а перечни товаров, таможенных процедур и случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме, устанавливает правительство – такие случаи установлены постановлением правительства РФ от 13 декабря 2013 г. № 1154), нет общей нормы о непредставлении документов, на основании которых заполнена декларация на товары, при подаче ДТ в электроном виде.

Есть только отсылочная норма в статье 208 о том, что перечень таких документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц может быть сокращен ФТС России. И с 2012 г. ФТС России использует это право, издавая приказы по отдельным документам и отдельным категориям товаров: от 20.07.2012 № 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров», от 05.12.2013 № 2299 «О непредставлении документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме», от 18.02.2014 № 271 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров» (не требуется представлять документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей при подаче декларации на товары в электронной форме), от 06.03.2014 № 404 (не требуется представление сертификата соответствия, удостоверяющего соответствие объекта требованиям технических регламентов РФ, декларации о соответствии, удостоверяющей соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов РФ), от 06.03.2014 № 405 (не требуется представление сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, а также сертификатов соответствия и деклараций о соответствии требованиям технических регламентов ТС), от 12.03.2014 № 447 (не требуется представление заключений (идентификационных) о непринадлежности товаров к товарам, контролируемым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и уполномоченными экспертными организациям); от 28.02.2014 № 364 (товары, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни); от 06.05.2014 № 836 (о непредставлении паспорта сделки), от 23.06.2014 № 1186 (вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов), от 23.06.2014 № 1187 (служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему), от 23.06.2014 № 1188 (гемопоэтические стволовые клетки и костный мозг с целью проведения неродственной трансплантации), от 23.06.2014 № 1189 (о непредставлении лицензий, выданных Министерством промышленности и торговли РФ), от 23.06.2014 № 1190 (специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, а также шифровальные (криптографические) средства). Последний приказ такого рода – от 28.10.2014 № 2092 (при таможенном декларировании в электронной форме товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, не требуется представлять транспортные (перевозочные) документы).

«Однако, – подчеркнула Марина Искоскова, – подобные изменения правового регулирования не означают, что декларант вообще не должен будет представлять таможенным органам документы, на основании которых заполнял таможенную декларацию. Пунктом 3 статьи 78  проекта ТК ЕАЭС ”Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации” предусмотрено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением определенных случаев и документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, которое в соответствии с законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров. Эти документы декларант должен хранить в течение трех лет после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем и обязан представлять таможенным органам по запросу при проведении таможенного контроля после выпуска товаров».

Как реализована в  проекте ТК ЕАЭС возможность автоматической регистрация таможенной декларации, Марина Искоскова продемонстрировала, сравнив действующую и новую нормы: «Статья 190 ТК ТС, во-первых, совмещает в себе нормы, касающиеся подачи и регистрации таможенной декларации, во-вторых, в обязательном порядке предусматривает участие должностного лица таможенного органа в этом процессе. Основания для отказа в регистрации таможенной декларации в ряде случаев требуют субъективной оценки, то есть участия должностного лица таможенного органа при их проверке. При этом отказ в регистрации таможенной декларации должен быть оформлен должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа. В проекте  ТК ЕАЭС  вопросы подачи таможенной декларации и ее регистрации разнесены по разным статьям. Статья 79 регулирует вопросы подачи таможенной декларации и представления либо непредставления документов, на основании которых она заполнена, а статья 81 – определяет проверку и регистрацию поданной таможенной декларации. При этом основания для отказа в регистрации таможенной декларации предусмотрены только те, которые можно проверить в автоматическом режиме.  Также исключена норма, предусматривающая осуществление отказа в регистрации таможенной декларации только в письменной форме».

Важным преимуществом для участников ВЭД является возможность использовать механизм единого окна. «Под едином окном  мы понимает механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками ВЭД, который позволяет однократно представлять документы в стандартизованном  виде через единый пропускной канал для последующего использования  заинтересованными государственными органами и иными организациями при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности», – пояснила Марина Искоскова. По ее словам, для применения механизма единого окна в  проекте  ТК ЕАЭС  обозначены общие подходы (статья 48 «Документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций»): «Документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия.

В таком случае лица, определенные настоящим кодексом,  представляют таможенным органам сведения о таких документах в таможенной декларации или иным способом в соответствии с настоящим кодексом». «Чтобы заинтересованные лица четко понимали, какие документы они могут не представлять при совершении таможенных операций, введена норма, предусматривающая, что информация о документах, которые таможенные органы могут получать из информационных систем, будет размещаться на официальных сайтах таможенных органов, – отметила представитель ЕЭК. – В других статьях проекта ТК ЕАЭС, регулирующих вопросы представления документов при прибытии товаров, убытии товаров, подаче таможенной декларации, установлена возможность заявления сведений о документах без их представления. В частности, при прибытии товаров на таможенную территорию Союза и убытии  товаров с такой территории предусмотрено сообщать только сведения о соблюдении запретов и ограничений без представления соответствующих подтверждающих  документов (пункт 2 статьи 58 и пункт 2 статьи 62 проекта ТК ЕАЭС). Установлена возможность представления для убытия товаров только сведений о декларации вместо представления декларации или ее копии, а также регламентирован порядок оформления разрешения на убытие товаров с таможенной территории Союза в таком случае (пункт 1 статьи 62 проекта ТК ЕАЭС). Также установлена возможность заявления сведений о документах, подтверждающих сведения, заявленные в транзитной декларации, без представления таких документов (пункт 6 статьи 79 проекта ТК ЕАЭС). Кроме того, заложена возможность представления таможенных документов и иных документов, используемых при совершении таможенных операций, в виде электронных документов (пункт 5 статьи 48 проекта ТК ЕАЭС)».

Тему электронного декларирования продолжила Галина Донцова, генеральный директор Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов, отметившая в своем выступлении некоторые недостатки и неудобства, с которыми сталкиваются участники ВЭД при применении ЭД в России. «При всем одобрении и поддержке ЭД как прогрессивной формы, ускоряющей выпуск и упрощающей таможенное оформление, в практике применения электронной формы декларирования в Российской Федерации выявлены следующие вопросы, препятствующие полноценному внедрению электронного декларирования», – сказала Галина Донцова. Во-первых, существуют ограничения компетенции таможенных органов по принятию электронных деклараций и удаленному выпуску: невозможно подать декларацию в любой таможенный орган, поскольку перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль при электронном декларировании, ограничен в соответствии с  «Порядком совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» (приказы ФТС России № 317 от 18.02.2010; № 845 от 22.04.2011, № 2081 от 01.11.2013, различные письма и телетайпограммы ФТС России).

12 ноября вступил в приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля». В соответствии с пунктом 7 данного приказа электронные документы, необходимые для проведения таможенного контроля, предварительно, до подачи ЭДТ, размещаются декларантом в электронном архиве документов декларанта в ЕАИС. В случае если в архиве размещены не все документы или у декларанта появились новые документы, которые он мог бы представить для декларирования, он не может добавить их в электронный архив по своей инициативе – инспектор должен направить декларанту соответствующий запрос. В соответствии с ТК ТС (ст. 190, п. 4, пп. 5) таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если «в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации». Не урегулирован вопрос, является ли размещение электронных документов в архиве декларанта такими обязательными действиями.

Следующий вопрос связан со сроками выпуска электронной декларации на товар: в соответствии с п. 9 приказа ФТС России № 2081 от 01.11.2013 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования»  проверка документов и сведений, заявленных в ЭДТ, после получения отчета из внешнего таможенного органа при условии отсутствия риска (рисков), содержащихся в профилях рисков, доведенных до таможенных органов на бумажных носителях и (или) в электронном виде, должна осуществляться внутренним таможенным органом в следующие сроки (но не более срока, установленного статьей 196 кодекса): не более 1 часа рабочего времени при декларировании от 1 до 10 наименований товаров <…> и не более 12 часов рабочего времени при декларировании от 101 наименований товаров. На практике инспектор, даже имея физическую возможность осуществить проверку в более короткие сроки, не может этого сделать и вынужден ждать истечения установленных регламентных сроков.

 Изменение электронной декларации невозможно в электронном виде: внесение изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, осуществляется на основании разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта, поданному в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ (Решение Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289, пп. 5 и 6 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).

Также, отметила Галина Донцова, бывают ситуации, когда декларанту нужно получить бумажную копию электронной декларации для целей, например, представления в налоговые органы. Согласно тому же приказу ФТС России № 1761 от 17.09.2013 (п. 39) таможенные органы распечатывают копии ЭДТ «по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах». Таким образом, для получения распечатанной ЭДТ необходимо направить письменный запрос в таможенный орган. При этом запрос будет рассмотрен в общем порядке, установленном для рассмотрения государственными органами обращений граждан и организаций, – в течение 30 дней.

Наконец, остаются технические вопросы: нестыковки электронных систем декларанта и таможенного органа; при обновлении программного обеспечения таможенных органов обновления систем декларанта производятся с задержкой; слабая пропускная способность каналов связи – сообщение о совершении таможенной операции обрабатывается на нескольких различных серверах (таможня-ЦТУ-ФТС-ЦАТ-таможня), из-за чего проведение сообщения может занять несколько суток, резюмирует Галина Донцова.

Источник: tks.ru

08 декабря 2014

Метки: , ;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)