Электронное декларирование: между прошлым и будущим
Электронное декларирование: между прошлым и будущим
Одной из тем, которые обсуждались на конференции «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма единого окна», прошедшей в Российской таможенной академии под эгидой Евразийской экономической комиссией, стала проблема применения электронной формы таможенного декларирования – в настоящее время и в перспективе
Марина Искоскова, начальник отдела таможенного законодательства и правоприменительной практики Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, в своем докладе подробно рассказала, как будут выглядеть в новом кодексе нормы, регулирующие вопросы электронного декларирования. Прежде всего она отметила, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который придет на смену ТК ТС (как предполагается, с 1 июля 2016 г.), ориентирован на электронный документооборот. Так, пункт 3 статьи 179 ТК ТС устанавливает, что таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) в электронной формах с использованием таможенной декларации, то есть первой указана письменная форма декларирования, а электронное декларирование упоминается как некая альтернатива.
В проекте ТК ЕАЭС пунктом 3 статьи 74 «Общие положения о таможенном декларировании» (аналог статьи 179 ТК ТС) определено, что таможенное декларирование товаров производится в электронной форме, а в письменной форме может производиться только в специально оговоренных случаях: при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования; в отношении транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами; в иных случаях, устанавливаемых комиссией, а если это предусмотрено кодексом – законодательством государств-членов. Кроме того, «таможенное декларирование может быть произведено в письменной форме, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, используемых таможенными органами, вызванной техническими сбоями, нарушениями работы средств связи (телекоммуникационных сетей и сети интернет), отключением электроэнергии» (пункт 5 статьи 74).
Далее, во всех случаях взаимодействия декларанта с таможенным органом (при отзыве таможенной декларации, внесении изменений в таможенную декларацию), когда в ТК ТС предусмотрена только письменная форма, вводится альтернатива, позволяющая взаимодействовать посредством информационных систем и обмениваться электронными документами. Например, статья 191 ТК ТС предусматривает, что сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта. Статья 192 ТК ТС также предусматривает отзыв таможенной декларации по мотивированному письменному обращению декларанта с письменного разрешения таможенного органа. В проекте ТК ЕАЭС статья 82 «Изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации» предусматривает изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта в видеписьменного или электронного документа. Статья 83 «Отзыв таможенной декларации» также устанавливает, что обращение декларанта подается в виде электронного или письменного документа.
Еще один очень важный для бизнеса аспект электронного декларирования – возможность не представлять при подаче декларации на товары документы, на основании которых она заполнена. Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, если иное не установлено кодексом. Пункт 2 этой статьи содержит отсылочную норму, устанавливающую, что перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств-членов.
Наши соседи по ТС этой нормой воспользовались в полной мере. Так, в Республике Беларусь установлена норма, что для регистрации таможенной декларации при таможенном декларировании товаров в электронной форме документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, предусмотренные статьями 183 и 184 ТК ТС, не представляются, но они могут быть запрошены таможенными органом для проведения таможенного контроля (пункт 2 статьи 166 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 10.01.2014 № 129-З). Статья 281 Кодекса Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-4 «О таможенном деле в Республике Казахстан» подразделяет документы, на основании которых заполнена таможенная декларация (перечисленные в статье 183 ТК ТС), на основные, которые всегда представляются таможенному органу, и документы, которые представляются таможенному органу при необходимости. Согласно пункту 1 статьи 281 подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено кодексом. К таким документам относятся: 1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; 2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; 3) транспортные (перевозочные) документы.
При необходимости к документам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, представляются следующие документы: 1) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в случае, предусмотренном валютным законодательством; 2) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; 3) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей и налогов; 4) документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в случае, если товары выпускаются с условием предоставления такого обеспечения; 5) документы, подтверждающие полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов. Пунктом 7 статьи 181 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан» также предусмотрено, что подача таможенной декларации в электронной форме может не сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. В 2014 г. в статью 281 законом РК от 02.07.2014 № 225-5 были внесены изменения, пункт 3 был изложен в следующей редакции: «Подача таможенной декларации в виде электронного документа не сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых заявлены сведения о товарах. Порядок представления, использования и хранения таможенной декларации в виде электронного документа определяется Правительством Республики Казахстан».
Таким образом, в Казахстане и Беларуси установлена общая норма о том, что при декларировании товаров в электронной форме представление документов, на основании которых заполнена декларация на товары, не требуется. Россия пошла по иному пути. Хотя Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» заявлен приоритет электронной формы декларирования (согласно статье 204 декларация на товары подается в электронной форме – эта норма применяется с 1 января 2014 г., а перечни товаров, таможенных процедур и случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме, устанавливает правительство – такие случаи установлены постановлением правительства РФ от 13 декабря 2013 г. № 1154), нет общей нормы о непредставлении документов, на основании которых заполнена декларация на товары, при подаче ДТ в электроном виде.
Есть только отсылочная норма в статье 208 о том, что перечень таких документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц может быть сокращен ФТС России. И с 2012 г. ФТС России использует это право, издавая приказы по отдельным документам и отдельным категориям товаров: от 20.07.2012 № 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров», от 05.12.2013 № 2299 «О непредставлении документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме», от 18.02.2014 № 271 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров» (не требуется представлять документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей при подаче декларации на товары в электронной форме), от 06.03.2014 № 404 (не требуется представление сертификата соответствия, удостоверяющего соответствие объекта требованиям технических регламентов РФ, декларации о соответствии, удостоверяющей соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов РФ), от 06.03.2014 № 405 (не требуется представление сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, а также сертификатов соответствия и деклараций о соответствии требованиям технических регламентов ТС), от 12.03.2014 № 447 (не требуется представление заключений (идентификационных) о непринадлежности товаров к товарам, контролируемым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и уполномоченными экспертными организациям); от 28.02.2014 № 364 (товары, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни); от 06.05.2014 № 836 (о непредставлении паспорта сделки), от 23.06.2014 № 1186 (вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов), от 23.06.2014 № 1187 (служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему), от 23.06.2014 № 1188 (гемопоэтические стволовые клетки и костный мозг с целью проведения неродственной трансплантации), от 23.06.2014 № 1189 (о непредставлении лицензий, выданных Министерством промышленности и торговли РФ), от 23.06.2014 № 1190 (специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, а также шифровальные (криптографические) средства). Последний приказ такого рода – от 28.10.2014 № 2092 (при таможенном декларировании в электронной форме товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, не требуется представлять транспортные (перевозочные) документы).
«Однако, – подчеркнула Марина Искоскова, – подобные изменения правового регулирования не означают, что декларант вообще не должен будет представлять таможенным органам документы, на основании которых заполнял таможенную декларацию. Пунктом 3 статьи 78 проекта ТК ЕАЭС ”Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации” предусмотрено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением определенных случаев и документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, которое в соответствии с законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров. Эти документы декларант должен хранить в течение трех лет после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем и обязан представлять таможенным органам по запросу при проведении таможенного контроля после выпуска товаров».
Как реализована в проекте ТК ЕАЭС возможность автоматической регистрация таможенной декларации, Марина Искоскова продемонстрировала, сравнив действующую и новую нормы: «Статья 190 ТК ТС, во-первых, совмещает в себе нормы, касающиеся подачи и регистрации таможенной декларации, во-вторых, в обязательном порядке предусматривает участие должностного лица таможенного органа в этом процессе. Основания для отказа в регистрации таможенной декларации в ряде случаев требуют субъективной оценки, то есть участия должностного лица таможенного органа при их проверке. При этом отказ в регистрации таможенной декларации должен быть оформлен должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа. В проекте ТК ЕАЭС вопросы подачи таможенной декларации и ее регистрации разнесены по разным статьям. Статья 79 регулирует вопросы подачи таможенной декларации и представления либо непредставления документов, на основании которых она заполнена, а статья 81 – определяет проверку и регистрацию поданной таможенной декларации. При этом основания для отказа в регистрации таможенной декларации предусмотрены только те, которые можно проверить в автоматическом режиме. Также исключена норма, предусматривающая осуществление отказа в регистрации таможенной декларации только в письменной форме».
Важным преимуществом для участников ВЭД является возможность использовать механизм единого окна. «Под едином окном мы понимает механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками ВЭД, который позволяет однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности», – пояснила Марина Искоскова. По ее словам, для применения механизма единого окна в проекте ТК ЕАЭС обозначены общие подходы (статья 48 «Документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций»): «Документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия.
В таком случае лица, определенные настоящим кодексом, представляют таможенным органам сведения о таких документах в таможенной декларации или иным способом в соответствии с настоящим кодексом». «Чтобы заинтересованные лица четко понимали, какие документы они могут не представлять при совершении таможенных операций, введена норма, предусматривающая, что информация о документах, которые таможенные органы могут получать из информационных систем, будет размещаться на официальных сайтах таможенных органов, – отметила представитель ЕЭК. – В других статьях проекта ТК ЕАЭС, регулирующих вопросы представления документов при прибытии товаров, убытии товаров, подаче таможенной декларации, установлена возможность заявления сведений о документах без их представления. В частности, при прибытии товаров на таможенную территорию Союза и убытии товаров с такой территории предусмотрено сообщать только сведения о соблюдении запретов и ограничений без представления соответствующих подтверждающих документов (пункт 2 статьи 58 и пункт 2 статьи 62 проекта ТК ЕАЭС). Установлена возможность представления для убытия товаров только сведений о декларации вместо представления декларации или ее копии, а также регламентирован порядок оформления разрешения на убытие товаров с таможенной территории Союза в таком случае (пункт 1 статьи 62 проекта ТК ЕАЭС). Также установлена возможность заявления сведений о документах, подтверждающих сведения, заявленные в транзитной декларации, без представления таких документов (пункт 6 статьи 79 проекта ТК ЕАЭС). Кроме того, заложена возможность представления таможенных документов и иных документов, используемых при совершении таможенных операций, в виде электронных документов (пункт 5 статьи 48 проекта ТК ЕАЭС)».
Тему электронного декларирования продолжила Галина Донцова, генеральный директор Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов, отметившая в своем выступлении некоторые недостатки и неудобства, с которыми сталкиваются участники ВЭД при применении ЭД в России. «При всем одобрении и поддержке ЭД как прогрессивной формы, ускоряющей выпуск и упрощающей таможенное оформление, в практике применения электронной формы декларирования в Российской Федерации выявлены следующие вопросы, препятствующие полноценному внедрению электронного декларирования», – сказала Галина Донцова. Во-первых, существуют ограничения компетенции таможенных органов по принятию электронных деклараций и удаленному выпуску: невозможно подать декларацию в любой таможенный орган, поскольку перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль при электронном декларировании, ограничен в соответствии с «Порядком совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» (приказы ФТС России № 317 от 18.02.2010; № 845 от 22.04.2011, № 2081 от 01.11.2013, различные письма и телетайпограммы ФТС России).
12 ноября вступил в приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля». В соответствии с пунктом 7 данного приказа электронные документы, необходимые для проведения таможенного контроля, предварительно, до подачи ЭДТ, размещаются декларантом в электронном архиве документов декларанта в ЕАИС. В случае если в архиве размещены не все документы или у декларанта появились новые документы, которые он мог бы представить для декларирования, он не может добавить их в электронный архив по своей инициативе – инспектор должен направить декларанту соответствующий запрос. В соответствии с ТК ТС (ст. 190, п. 4, пп. 5) таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если «в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации». Не урегулирован вопрос, является ли размещение электронных документов в архиве декларанта такими обязательными действиями.
Следующий вопрос связан со сроками выпуска электронной декларации на товар: в соответствии с п. 9 приказа ФТС России № 2081 от 01.11.2013 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» проверка документов и сведений, заявленных в ЭДТ, после получения отчета из внешнего таможенного органа при условии отсутствия риска (рисков), содержащихся в профилях рисков, доведенных до таможенных органов на бумажных носителях и (или) в электронном виде, должна осуществляться внутренним таможенным органом в следующие сроки (но не более срока, установленного статьей 196 кодекса): не более 1 часа рабочего времени при декларировании от 1 до 10 наименований товаров <…> и не более 12 часов рабочего времени при декларировании от 101 наименований товаров. На практике инспектор, даже имея физическую возможность осуществить проверку в более короткие сроки, не может этого сделать и вынужден ждать истечения установленных регламентных сроков.
Изменение электронной декларации невозможно в электронном виде: внесение изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, осуществляется на основании разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта, поданному в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ (Решение Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289, пп. 5 и 6 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).
Также, отметила Галина Донцова, бывают ситуации, когда декларанту нужно получить бумажную копию электронной декларации для целей, например, представления в налоговые органы. Согласно тому же приказу ФТС России № 1761 от 17.09.2013 (п. 39) таможенные органы распечатывают копии ЭДТ «по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах». Таким образом, для получения распечатанной ЭДТ необходимо направить письменный запрос в таможенный орган. При этом запрос будет рассмотрен в общем порядке, установленном для рассмотрения государственными органами обращений граждан и организаций, – в течение 30 дней.
Наконец, остаются технические вопросы: нестыковки электронных систем декларанта и таможенного органа; при обновлении программного обеспечения таможенных органов обновления систем декларанта производятся с задержкой; слабая пропускная способность каналов связи – сообщение о совершении таможенной операции обрабатывается на нескольких различных серверах (таможня-ЦТУ-ФТС-ЦАТ-таможня), из-за чего проведение сообщения может занять несколько суток, резюмирует Галина Донцова.