Таможенный представитель (брокер)

Электронный диалог с железной дорогой

Все железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП), располагающиеся в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления, с 1 октября 2014 года работают в условиях обязательного представления перевозчиком предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (ТС) железнодорожным транспортом. Начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий СЗТУ Станислав Шкленский рассказал о том, что введение обязательного предварительного информирования (ПИ) на железной дороге на практике принесло таможенникам и перевозчикам, обозначил имеющиеся проблемы

— Станислав Викторович, одной из главных целей перехода на обязательное ПИ о товарах, перемещаемых через границу железнодорожным транспортом, было сокращение времени совершения таможенных операций на ЖДПП. Удалось добиться желаемого результата?

— Безусловно, примером тому ситуация на ЖДПП Бусловская Выборгской таможни. До перехода на обязательное ПИ таможенные операции на один поезд на въезд здесь в среднем занимали 180 минут, сегодня — всего 97 минут. Теперь мы можем ответственно говорить о том, что результатом внедрения данной таможенной технологии на железной дороге является именно сокращение времени таможенного контроля в пунктах пропуска.

При этом особо отмечу, что достигнутые показатели являются результатом наших совместных действий с партнерами — специалистами регионального филиала ОАО «РЖД» — «Октябрьская железная дорога» и администрациями железных дорог сопредельных государств.

— Чем обусловлено, что вслед за автомобильным ПИ стало обязательным именно на железнодорожном транспорте?

— Это вполне обоснованное решение. Дело в том, что сегодня, согласно статистическим данным, в России по стальным магистралям выполняется порядка 24% от общего объема грузовых перевозок. Организация электронного документооборота при грузовых международных железнодорожных перевозках является качественно новой информационной моделью. Она позволяет оформлять в электронном виде документы, связанные с организацией перевозки грузов, а также наладить доставку и выдачу электронных документов всем участникам данного транспортного процесса.

Обоснован и выбор партнера: сейчас на «Октябрьскую железную дорогу» приходится около 35% экспортно-импортных перевозок, осуществляемых ОАО «РЖД». Столь весомая доля обусловлена географическим расположением инфраструктуры данного филиала РЖД и близостью нашего региона к границе со странами Европейского союза. Кроме того, железная дорога обслуживает товаропотоки портов Балтийского и Северного морских бассейнов. Сейчас в регионе деятельности СЗТУ функционируют 8 грузопассажирских железнодорожных пунктов пропуска и такое же число пограничных железнодорожных станций (таблица).

В связи со значительными объемами перевозки внешнеторговых товаров данным видом транспорта перед таможенниками и железнодорожниками стояла задача по обеспечению их беспрепятственного прохождения через границу. Внедрение ПИ стало одним из эффективных путей ее решения. Среди прочего применение этой технологии способствует повышению эффективности деятельности ЖДПП в целом и создает благоприятные условия для перемещения товаров по железной дороге.

Отмечу, что ОАО «РЖД», выполняя функции перевозчика, в соответствии с уже упоминавшимся решением Коллегии ЕЭК № 196, с 1 октября 2014 года в согласованные сроки в обязательном порядке в предварительном режиме представляет в таможенные органы определенный состав сведений.

— Каким образом осуществляется передача необходимых таможенным органам данных?

— Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляют перевозчику предварительную информацию через специальный портал ОАО «РЖД», которое разработало это программное средство. Оно обеспечивает прием от заинтересованных лиц предварительной информации и ее последующую передачу в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО).

Таким образом, не менее чем за 4 часа до прибытия груза в железнодорожный пункт пропуска уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы и лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица передают ОАО «РЖД» через портал предварительную информацию о ввозимых грузах. Перевозчик консолидирует полученные сведения и не менее чем за 2 часа до прибытия товарного состава на границу пересылает их в таможенные органы.

— Что вы делаете с полученной предварительной информацией?

— Таможенные органы на всех уровнях осуществляют ее анализ с использованием информационно-программных средств ЕАИС ТО. Это позволяет в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей предварительной информации на предмет ее соответствия критериям, заданным должностными лицами, осуществляющими анализ. Полученные от перевозчика сведения также используются для автоматизации процессов таможенного контроля и для целей применения системы управления рисками.

Отмечу, что согласно решению Коллегии ЕЭК № 196 в отношении транзитных товаров предварительная информация должна представляться не только заблаговременно, но и в объеме, который соответствует договорам перевозки и позволяет использовать ее как электронную копию транзитной декларации. В настоящее время СЗТУ и таможни региона основное внимание придают объему и качеству сведений, передаваемых железной дорогой в таможенные органы в составе предварительной информации, а также заблаговременности ее представления в соответствии с решением Коллегии ЕЭК № 196.

— Как вы оцениваете качество информационного обмена с ОАО «РЖД»?

— На мой взгляд, еще есть ряд вопросов по объему представляемой предварительной информации, ее полноте, корректности, соблюдению сроков представления. Напомню, что мы должны получать ее от перевозчика не менее чем за 2 часа до прибытия состава на единую таможенную территорию ТС. Имеются и другие моменты, которые мы должны устранить совместными усилиями.

В связи с этим сейчас таможенными органами проводится мониторинг состава предварительной информации, полученные данные анализируются, а обобщенные выводы и предложения направляются в ФТС России. Кроме того, решено не реже одного раза в месяц информировать администрации пограничных станций о каждом случае непредставления или несвоевременного представления перевозчиком предварительной информации в ЕАИС ТО.

 Какие технические решения положены в основу технологии ПИ?

— В основу информационного обмена между заинтересованными лицами, включая перевозчика, и ЕАИС ТО положено использование определенных форматов электронных документов и сообщений. Практическая реализация решения № 196 предполагает, что перевозчик заблаговременно получает от заинтересованных лиц необходимые сведения о товарах, консолидирует их в соответствующем формате электронного документа и своевременно, не менее чем за 2 часа до прибытия поезда на приграничную станцию, направляет в ЕАИС ТО.

Задача таможенных органов — организация контроля полноты и корректности представляемой перевозчиком предварительной информации. Дело в том, что наличие в ней неточностей и ошибок приводит к нерациональному использования рабочего времени инспекторов, которым приходится отвлекаться на устранение выявленных недостатков, исправлять их вручную.

Заблаговременное получение достоверных и полных данных дает инспектору возможность заранее проанализировать сведения о поступающем товаре и принять предварительные решения о необходимости применения в отношении него тех или иных форм таможенного контроля или проведения дополнительных проверок.

— На ваш взгляд, где предварительное информирование используется наиболее успешно?

— Хорошим примером безбумажного электронного взаимодействия железной дороги и таможенных органов служит такой инновационный транспортный продукт, как перевозка грузов компании «Карельский окатыш» группы «Северсталь» через ЖДПП Люття (пункт пропуска Кивиярви — Вартиус). Они перемещаются через границу на основании исключительно электронных перевозочных документов. В свое время ОАО «Карельский окатыш» подтвердило готовность осуществлять экспортные поставки только с использованием электронного документооборота.

После этого по согласованию с ОАО «РЖД» ФТС России приказом от 21.02.2014 № 303 внесла изменения во Временный порядок при оформлении вывоза товаров и транспортных средств, утвержденный приказом ФТС России от 24.07.2012 № 1490. Служба сочла возможным на перегоне Костомукша (Российская Федерация) – Коккола (Финляндия) при перемещении через пограничный переход Кивиярви – Вартиус выпущенных карельской компанией «окатышей железорудных» отменить в отношении данного товара сверку представителями таможенного органа сведений, содержащихся в электронных документах, с теми, что представлены в документах на бумажных носителях.

— Станислав Викторович, на чем сейчас сосредоточено внимание СЗТУ применительно к предварительному информированию?

— Для полноценной реализации положений решения № 196 необходимо активизировать работу по доведению содержащихся в нем требований до сведения железных дорог иностранных государств, а также до отправителей и получателей грузов.

Отмечу, что сейчас в регионе деятельности СЗТУ совместно с подразделениями ОАО «РЖД» проводится ряд экспериментов. Один из них связан с дальнейшей практической обкаткой Временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории ТС.

Аналогичная работа проводится в отношении закрепленного приказом ФТС России от 11.03.2013 № 444 Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Союза.

В силу того, что информационный обмен осуществляется в режиме реального времени, чрезвычайно актуальным является своевременное и полное представление сведений в электронных пакетах документов на этапе их формирования ОАО «РЖД» для регистрации в ЕАИС ТО. Имею в виду наличие неточностей при непредставлении участниками ВЭД сведений о накладных на товары. Из-за этого фактически груженый вагон ЕАИС ТО фиксирует как порожний. Это влечет за собой необходимость оформления находящихся в нем товарных партий в общеустановленном порядке с последующей корректировкой должностными лицами соответствующих сведений вручную.

Источник: tks.ru

18 мая 2015

Метки: ;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)