Все железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП), располагающиеся в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления, с 1 октября 2014 года работают в условиях обязательного представления перевозчиком предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (ТС) железнодорожным транспортом. Начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий СЗТУ Станислав Шкленский рассказал о том, что введение обязательного предварительного информирования (ПИ) на железной дороге на практике принесло таможенникам и перевозчикам, обозначил имеющиеся проблемы
— Станислав Викторович, одной из главных целей перехода на обязательное ПИ о товарах, перемещаемых через границу железнодорожным транспортом, было сокращение времени совершения таможенных операций на ЖДПП. Удалось добиться желаемого результата?
— Безусловно, примером тому ситуация на ЖДПП Бусловская Выборгской таможни. До перехода на обязательное ПИ таможенные операции на один поезд на въезд здесь в среднем занимали 180 минут, сегодня — всего 97 минут. Теперь мы можем ответственно говорить о том, что результатом внедрения данной таможенной технологии на железной дороге является именно сокращение времени таможенного контроля в пунктах пропуска.
При этом особо отмечу, что достигнутые показатели являются результатом наших совместных действий с партнерами — специалистами регионального филиала ОАО «РЖД» — «Октябрьская железная дорога» и администрациями железных дорог сопредельных государств.
— Чем обусловлено, что вслед за автомобильным ПИ стало обязательным именно на железнодорожном транспорте?
— Это вполне обоснованное решение. Дело в том, что сегодня, согласно статистическим данным, в России по стальным магистралям выполняется порядка 24% от общего объема грузовых перевозок. Организация электронного документооборота при грузовых международных железнодорожных перевозках является качественно новой информационной моделью. Она позволяет оформлять в электронном виде документы, связанные с организацией перевозки грузов, а также наладить доставку и выдачу электронных документов всем участникам данного транспортного процесса.
Обоснован и выбор партнера: сейчас на «Октябрьскую железную дорогу» приходится около 35% экспортно-импортных перевозок, осуществляемых ОАО «РЖД». Столь весомая доля обусловлена географическим расположением инфраструктуры данного филиала РЖД и близостью нашего региона к границе со странами Европейского союза. Кроме того, железная дорога обслуживает товаропотоки портов Балтийского и Северного морских бассейнов. Сейчас в регионе деятельности СЗТУ функционируют 8 грузопассажирских железнодорожных пунктов пропуска и такое же число пограничных железнодорожных станций (таблица).
В связи со значительными объемами перевозки внешнеторговых товаров данным видом транспорта перед таможенниками и железнодорожниками стояла задача по обеспечению их беспрепятственного прохождения через границу. Внедрение ПИ стало одним из эффективных путей ее решения. Среди прочего применение этой технологии способствует повышению эффективности деятельности ЖДПП в целом и создает благоприятные условия для перемещения товаров по железной дороге.
Отмечу, что ОАО «РЖД», выполняя функции перевозчика, в соответствии с уже упоминавшимся решением Коллегии ЕЭК № 196, с 1 октября 2014 года в согласованные сроки в обязательном порядке в предварительном режиме представляет в таможенные органы определенный состав сведений.
— Каким образом осуществляется передача необходимых таможенным органам данных?
— Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляют перевозчику предварительную информацию через специальный портал ОАО «РЖД», которое разработало это программное средство. Оно обеспечивает прием от заинтересованных лиц предварительной информации и ее последующую передачу в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО).
Таким образом, не менее чем за 4 часа до прибытия груза в железнодорожный пункт пропуска уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы и лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица передают ОАО «РЖД» через портал предварительную информацию о ввозимых грузах. Перевозчик консолидирует полученные сведения и не менее чем за 2 часа до прибытия товарного состава на границу пересылает их в таможенные органы.
— Что вы делаете с полученной предварительной информацией?
— Таможенные органы на всех уровнях осуществляют ее анализ с использованием информационно-программных средств ЕАИС ТО. Это позволяет в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей предварительной информации на предмет ее соответствия критериям, заданным должностными лицами, осуществляющими анализ. Полученные от перевозчика сведения также используются для автоматизации процессов таможенного контроля и для целей применения системы управления рисками.
Отмечу, что согласно решению Коллегии ЕЭК № 196 в отношении транзитных товаров предварительная информация должна представляться не только заблаговременно, но и в объеме, который соответствует договорам перевозки и позволяет использовать ее как электронную копию транзитной декларации. В настоящее время СЗТУ и таможни региона основное внимание придают объему и качеству сведений, передаваемых железной дорогой в таможенные органы в составе предварительной информации, а также заблаговременности ее представления в соответствии с решением Коллегии ЕЭК № 196.
— Как вы оцениваете качество информационного обмена с ОАО «РЖД»?
— На мой взгляд, еще есть ряд вопросов по объему представляемой предварительной информации, ее полноте, корректности, соблюдению сроков представления. Напомню, что мы должны получать ее от перевозчика не менее чем за 2 часа до прибытия состава на единую таможенную территорию ТС. Имеются и другие моменты, которые мы должны устранить совместными усилиями.
В связи с этим сейчас таможенными органами проводится мониторинг состава предварительной информации, полученные данные анализируются, а обобщенные выводы и предложения направляются в ФТС России. Кроме того, решено не реже одного раза в месяц информировать администрации пограничных станций о каждом случае непредставления или несвоевременного представления перевозчиком предварительной информации в ЕАИС ТО.
— Какие технические решения положены в основу технологии ПИ?
— В основу информационного обмена между заинтересованными лицами, включая перевозчика, и ЕАИС ТО положено использование определенных форматов электронных документов и сообщений. Практическая реализация решения № 196 предполагает, что перевозчик заблаговременно получает от заинтересованных лиц необходимые сведения о товарах, консолидирует их в соответствующем формате электронного документа и своевременно, не менее чем за 2 часа до прибытия поезда на приграничную станцию, направляет в ЕАИС ТО.
Задача таможенных органов — организация контроля полноты и корректности представляемой перевозчиком предварительной информации. Дело в том, что наличие в ней неточностей и ошибок приводит к нерациональному использования рабочего времени инспекторов, которым приходится отвлекаться на устранение выявленных недостатков, исправлять их вручную.
Заблаговременное получение достоверных и полных данных дает инспектору возможность заранее проанализировать сведения о поступающем товаре и принять предварительные решения о необходимости применения в отношении него тех или иных форм таможенного контроля или проведения дополнительных проверок.
— На ваш взгляд, где предварительное информирование используется наиболее успешно?
— Хорошим примером безбумажного электронного взаимодействия железной дороги и таможенных органов служит такой инновационный транспортный продукт, как перевозка грузов компании «Карельский окатыш» группы «Северсталь» через ЖДПП Люття (пункт пропуска Кивиярви — Вартиус). Они перемещаются через границу на основании исключительно электронных перевозочных документов. В свое время ОАО «Карельский окатыш» подтвердило готовность осуществлять экспортные поставки только с использованием электронного документооборота.
После этого по согласованию с ОАО «РЖД» ФТС России приказом от 21.02.2014 № 303 внесла изменения во Временный порядок при оформлении вывоза товаров и транспортных средств, утвержденный приказом ФТС России от 24.07.2012 № 1490. Служба сочла возможным на перегоне Костомукша (Российская Федерация) – Коккола (Финляндия) при перемещении через пограничный переход Кивиярви – Вартиус выпущенных карельской компанией «окатышей железорудных» отменить в отношении данного товара сверку представителями таможенного органа сведений, содержащихся в электронных документах, с теми, что представлены в документах на бумажных носителях.
— Станислав Викторович, на чем сейчас сосредоточено внимание СЗТУ применительно к предварительному информированию?
— Для полноценной реализации положений решения № 196 необходимо активизировать работу по доведению содержащихся в нем требований до сведения железных дорог иностранных государств, а также до отправителей и получателей грузов.
Отмечу, что сейчас в регионе деятельности СЗТУ совместно с подразделениями ОАО «РЖД» проводится ряд экспериментов. Один из них связан с дальнейшей практической обкаткой Временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории ТС.
Аналогичная работа проводится в отношении закрепленного приказом ФТС России от 11.03.2013 № 444 Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Союза.
В силу того, что информационный обмен осуществляется в режиме реального времени, чрезвычайно актуальным является своевременное и полное представление сведений в электронных пакетах документов на этапе их формирования ОАО «РЖД» для регистрации в ЕАИС ТО. Имею в виду наличие неточностей при непредставлении участниками ВЭД сведений о накладных на товары. Из-за этого фактически груженый вагон ЕАИС ТО фиксирует как порожний. Это влечет за собой необходимость оформления находящихся в нем товарных партий в общеустановленном порядке с последующей корректировкой должностными лицами соответствующих сведений вручную.