Таможенный представитель (брокер)

ФТС пишет отчет за 2012 год. Получается водевиль

История сделанного за год пока непредсказуема для самих таможенников?

В середине марта Федеральная таможенная служба будет подводить итоги своей деятельности за 2012 год. Пока руководители соответствующих служб собирают итоговые материалы, пробежимся и мы по главным событиям ушедшего года.

 Главный показатель службы – сборы в федеральный бюджет — обсуждать не будем. Даже не интересно, выполнила все-таки таможня прогнозное значение или нет. Миллиардом больше или меньше – на фоне злоупотреблений, показанных на примере Минобороны, для простого обывателя это уже не имеет никакого значения. По-прежнему, ФТС собирает чуть больше половины доходной части федерального бюджета и, по-прежнему, в структуре таможенных платежей преобладают вывозные пошлины, 98,9% которых составляют доходы от нефтегазовой отрасли. Ничего нового.

Важнейшим событием ушедшего года явилась разработка и утверждение Дорожной карты по совершенствованию таможенного администрирования. Задуманная как плод национальной предпринимательской инициативы, она в своей финальной версии в максимальной степениудовлетворила таможенную службу. Так,  что  во многом продублировала Стратегию развития таможенной службы — 2020, вымученную в многолетних терзаниях сменяющихся поколений таможенников, в конце года утвержденную Правительством. Основным мотиватором процесса стал  В.Путин, после избрания задумавший улучшить позиции Российской Федерации в мировых рейтингах. Чиновники с воодушевлением кинулись искать слабые места в методологиях и уже в текущем году, надо полагать, наказ президента начнет выполняться за счет правильных ответов правильно настроенной части электората.

Имеет ли это отношение к решению вопроса по улучшению инвестиционной привлекательности России? В какой-то мере, да. Ведь задача создания благоприятных условий для участников ВЭД задекларирована ФТС в качестве одной из приоритетных. Что сделано?(материалы по предпринимательской инициативе и дорожной карте можно прочитать в рубрике АСИ)

Во-первых, создание «зеленого коридора» для некоторых отраслевиков. В частности, импортеров сырья и оборудования для собственных нужд, автомобильных промсборщиков, экспортеров собственной продукции, а также импортеров рыбы. По последним, правда, появились вопросы, связанные с необходимостью предоставления рекомендаций от общественных отраслевых объединений, а они, как оказалось, весьма и весьма конкретны. Впрочем, по заверениям самой таможенной службы, «в соответствии с данным порядком контроль не отменяется и не исключается применение в отношении данных организаций различных форм таможенного контроля, в том числе и фактического». Таким образом, непонятно, что это за «зеленый коридор» и для чего он, собственно, тогда нужен. Впрочем, преимущества оценят, видимо, те, кто туда вхож. А пока они молчат, в этом году ФТС обещает провести эксперимент по категорированию участников ВЭД на основе выработанных ею же критериев. Что ж, «цыплят по осени считают». Раньше и не получится, эксперимент продлится до сентября.

Во-вторых, технологии. Знаковым событием ушедшего года стало внедрение обязательного предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска, которое, по замыслу таможенной службы,  должно было в значительной степени упростить жизнь перевозчикам и ускорить прохождение через границу. На самом деле, эта  новелла несколько упростила жизнь самим таможенникам, которые электронную копию транзитной декларации берут теперь не у водителя, а из своей базы. Что касается ускорения, то ему и взяться-то особо неоткуда, поскольку все таможенные операции и технологии их проведения остались неизменными, а пресловутая СУР, по заверениям таможни, начала обрабатывать предварительную информацию только с начала этого года и о результатах говорить пока не велено. Что касается морских и железнодорожных пунктов пропуска —  для них внедрение предварительного информирования еще корячится в перспективе, и там все — ох, как непросто!

Кстати, о СУР. Она не претерпела серьезных изменений, за исключением самого заметного: в декабре в структуре ФТС заработало новое управление — рисков и оперативного контроля, которое, впрочем, пока себя ничем выдающимся тоже  не проявило. Управление полностью натянуло на себя одеяло  контроля  таможенной стоимости и страны происхождения товаров, что явилось неожиданностью для ГУФТД и выстроенной нижестоящей вертикали. Вряд ли с помощью профилей рисков можно всерьез надеяться решать задачу наполнения бюджета, но, безусловно, «обслуживание» стоимостных коридоров – весьма увлекательное занятие для узкой коррумпированной части таможенников.      

Более активно продвигалась технология «удаленного выпуска». Она пользуется определенным успехом у участников ВЭД. Что сдерживает ее дальнейшее продвижение, так это сама ФТС, установившая строго определенные таможенные посты для информационного взаимодействия между ними. Правда, при этом мягко игнорируется священное право декларанта на подачу декларации в любой таможенный орган, правомочный их принимать. Но это детали, на которые в цивилизованном обществе принято не обращать внимания. Отдельного внимания заслуживают центры электронного декларирования, размножившиеся во всех регионах страны, как грибы после дождя. Есть даже предположение, что со временем, после введения технологии автоматического выпуска, они вообще сольются в один центр обработки информации и с постами рано или поздно мы попрощаемся, так же, как и со многими таможенными органами, попавшими под сокращение/реорганизацию в ушедшем году.

Само электронное декларирование уже давно прочно вошло в нашу жизнь и обязательность его применения с января 2014 года как-то не особо пугает. Пугает другое: большинство таможенных постов по-прежнему предпочитают работать с бумажными документами. Нет, дело вовсе не в иных государственных органах, окончательно отсталых от ФТС в этом плане, и упорно не желающих переходить в электронные форматы общения. Просто так привыкли инспектора, да и сами участники ВЭД, которым лениво формализовывать бумагу в электронику.  Поэтому объем ЭД, вплотную приблизившийся к отметке 100% – по-прежнему пока лишь иллюзия.

В-третьих, таможня повернулась лицом к бизнесу. По крайне мере, так недавно доложили премьер-министру отдельные участники ВЭД на состоявшемся недавно Красноярском экономическом форуме. Да, руководители разных уровней регулярно проводят множество формальных (и неформальных, кстати, тоже) встреч и мероприятий. Что-то даже обсуждают, протоколируют и выполняют. Но беда в том, что таможенники предпочитают разговаривать с теми двадцатью процентами бизнеса, которые приносят им 80% таможенных платежей. А все проблемы имеют от оставшихся 80% мелких и средних предпринимателей. Налаживание с ними какого-то даже  подобия диалога не входит в круг интересов ФТС. Это то, через что нельзя перешагнуть. Поскольку, по мнению чиновников, это жулики и контрабандисты. Эта навязчивая мысль подтверждается коэффициентом лояльности участников ВЭД, в качестве целевого показателя,  зафиксированного на отметке в 30%. Большего таможне и не надо, она реально оценивает ситуацию. Главная задача дня не в поиске диалога, а в том, чтобы эти 80% не поднимали головы и не задавали глупых вопросов, потому что на них у таможни всегда заготовлены ответы.

Что еще вспомнить? Решение по РОСТЭКу, силами теперь уже ГосДумы пока не доведенное до логического конца? Карточные игры с «Зеленым коридором», «Таможенной картой» и бог весть откуда взявшимся РАУНDом? Концепция о переносе таможенного оформления на границу, никак не решающаяся покинуть новостные колонки? Или этот знаменитый конный поход в Париж? Все это слегка напоминает водевиль, господа. «Смешение жанров, черт возьми», — как говорил Олег Меньшиков в лице Костика из известной комедии. Что ж, будем смотреть дальше. 

Источник: ПРОВЭД

28 февраля 2013

;

Новости

19.12.2018 ЕАЭС – ЕС: перспективы диалога обсуждены в Вене

19.12.2018 Определен порядок беспошлинного временного ввоза лизинговых транспортных средств

14.12.2018 В ФТС России обсудили вопросы взаимодействия с японским бизнесом

14.12.2018 Кабмин утвердил список зон на границе с дьюти-фри

13.12.2018 ФТС: за 10 месяцев импорт труб снизился на 26,4%, плоского проката – на 3,3%

13.12.2018 Импорт легковых автомобилей за 10 месяцев вырос на 15%

11.12.2018 В Казахстане резко увеличили акциз на ввоз импортного бензина

11.12.2018 Рыбопереработчики предложили снять эмбарго на поставки рыбы в Россию из некоторых стран

Все новости RSS

BTO Бизнес Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Пошлины Пресса Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2018 (11)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)