В Москве, в Государственной Думе состоялось заседание Координационного Совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков.
Об основных направлениях его работы в период осенней сессии 2013 года рассказал заместитель председателя Координационного Совета Юрий Азаров.
Он рассказал присутствующим о том, что есть договорённость с Европарламентом о проведении круглого стола по гармонизации таможенного законодательства РФ. « Мы планируем провести совместное выездное заседание на одном из пунктов пропуска в Псковской области, где вместе с европейцами мы посмотрим, как на практике организованна эта работа. В плане есть также мониторинг состояния перемещения товаров в морских портах, мы думаем взять один из портов Санкт-Петербурга. При такой организации работы Координационного Совета, мы с вами получим хороший результат», — отметил Юрий Азаров. Помимо этого, работа будет вестись и по другим направлениям….
Члены совета планируют активно участвовать в подготовке, принятии и работе над несколькими законопроектами. В первую очередь, это изменения в федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», запрещающие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела подведомственным ФТС организациями, таким, как РОСТЭК.
Далее, планируется участие в работе над законопроектом «О внесении изменений в часть 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в части уточнения состава правонарушения)
Будет продолжена работа над законопроектом 291895-6 в части упрощения государственного контроля транзитных грузов и транспортных средств, следующих с такими грузами, и введение в законодательство РФ понятия «Транспортный коридор»
Кроме того, в ЕЭК в установленном порядке будут подготовлены и представлены предложения о дополнениях и изменениях в Таможенный кодекс Таможенного союза в целях его гармонизации с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных услуг….
С основным докладом об изменении положений главы 16 КоАП РФ выступила советник ДЛА Пайпер, член рабочей группы АСИ дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» Марина Лякишева.
» Во многом, ситуацию с проблемами таможенного администрирования формирует законодательство по привлечению к ответственности в области нарушения таможенных правил. Излишние санкции были оправданны в начале 90х годов, но совершенно не отвечают нынешнему уровню развития экономики РФ. С этим нельзя мириться. В 2010 году РФ присоединилась к Киотской конвенции, которая предусматривает совершенно иные подходы к административной ответственности в сфере ВЭД»- сообщила госпожа Лякишева.
Справка ПРОВЭД: В мае 2012 года была подписана дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», в соответствии с 38-м пунктом которой была предписана инвентаризация составов 16 главы КоАП РФ и приведение их к единому знаменателю по принципу целесообразности и соразмерности. В конце 2012 года предложения по инвентаризации составов были направлены письмом в РСПП, где были согласованы четырьмя общероссийскими объединениями бизнеса (ТПП, «Опора России», РСПП, «Деловая Россия»). Ответ на эти предложения был получен в январе 2013 года. Из письма Минюста, согласованного с ФТС, следовало, что работу по этим направлениям ведомства проводить нужным не считают. Тем не менее, в мае 2013 года, по итогам заседания исполнительного комитета консультативного совета по иностранным инвестициям, вышло поручение Игоря Шувалова о выработке предложений по изменению статьи в 16 главе КоАП, которые должны предусматривать возможность корректировки декларации после выпуска товаров без наступления административной ответственности в случае самостоятельного выявления декларантом нарушений. Бизнес понял, что есть возможность вносить изменения в КоАП, работая над отдельными статьями 16 главы. В рамках развития поручения Шувалова об изменении статьи 16.2 и 29.9 АЕБ был подготовлен законопроект, который был направлен в ФТС 29 июля 2013 года. В августе в АСИ пришло письмо из ФТС, в котором подтверждалась возможность освобождения декларанта/таможенного представителя от ответственности за нарушение статьи 16.2, правда, при совокупности ряда условий.
В настоящее время произошла трансформация пункта 38 дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» в пункт 59. Ответственным за исполнение назначен Минэкономразвития РФ, орган, который, возможно, будет учитывать интересы бизнес-сообщества. Срок пересмотра всей 16 главы назначен на декабрь 2013 года.
Позиция бизнеса.
Главный посыл бизнес-сообщества состоит в том, что административное наказание не должно выполнять функции гарантии поступления платежей в бюджет и регулировать порядок выпуска товаров. Бизнес предлагает полностью исключить санкцию конфискации товаров или перевозящих их транспортных средств. Вторая идея предложений бизнеса — декриминализация формальных составов. По тем составам, которые не приносят никакого вреда и не имеют серьёзной общественной значимости, нужно устанавливать минимальную ответственность и только в отдельных случаях.
Также предлагается заменить штрафы в размере от стоимости товара на фиксированный размер и дополнить санкции альтернативными видами наказаний в виде предупреждения за незначительные нарушения.
Ошибка Ikea.
О первом случае ошибки в декларации за последние 10 лет, в результате которой произошла недоплата чуть более двухсот тысяч рублей, рассказала Юлия Гертель — член AEB, начальник таможенного отдела ООО » ИКЕА ТОРГ»
«На годовом обороте мы выплачиваем пошлин при таможенном оформлении на 12 млрд. рублей. Наша ошибка в 200 тыс. рублей, которую мы сами нашли, сами объявили и доплатили все недостающие платежи, приводит к серьезному администрированию и походу в суд. А больше всего нас пугает, что мы, как добропорядочный участник ВЭД, смогли войти в зеленый коридор и наши грузы проверяются не так тщательно как раньше. Если мы не выиграем это дело в суде, с какой-то долей вероятности, мы из этого коридора выпадем. Нам очень хотелось, чтобы была возможность внесения изменений после выпуска, в случае технических ошибок декларанта, в случае ошибки отправителя, если они малозначительные…»