Калининградская областная таможня с 1 октября 2014 года выведена из состава Северо-Западного таможенного управления
Калининградская областная таможня с 1 октября 2014 года выведена из состава Северо-Западного таможенного управления
Приказом ФТС России Калининградская областная таможня с 1 октября 2014 года выведена из состава Северо-Западного таможенного управления и будет непосредственно подчиняться службе. Начальник таможни рассказал о том, как данное структурное изменение отразится на деятельности коллектива, а также ответил на другие вопросы
— Александр Юрьевич, что собой представляет возглавляемая вами таможня?
— Регион нашей деятельности, площадь которого 15,1 тыс. кв. км, — Калининград и Калининградская область, воды Куршского и Калининградского заливов и территориальные воды Балтийского моря. Область является эксклавом, который не имеет с Россией общей сухопутной границы. На юге она граничит с Польшей, на востоке – с Литвой, на севере и западе – омывается Балтийским морем. Протяженность проходящей по ее территории госграницы 648,3 километра.
В таможне представлены все существующие виды пунктов пропуска (ПП): автомобильные, железнодорожные, морские, речные, пешеходные, воздушный. Всего в таможне 20 таможенных постов, из них 6 – внутренние. Багратионовский, Мамоновский и Московский таможенные посты размещены на территории одноименных таможенно-логистических терминалов (ТЛТ). Калининградский таможенный пост является центром электронного декларирования (ЦЭД). Сейчас в области действуют 10 складов временного хранения (СВХ) – 7 открытого и 3 закрытого типа. У нас специальный отряд быстрого реагирования, а также флот из 7 таможенных судов и авиационный отдел из 2 вертолетов. Наша таможня самая большая по численности в России, в ее штате 2 тыс. человек.
— Изменилась ли структура, штатная численность таможни после переподчинения?
— Число сотрудников, государственных служащих и работников осталось прежним. Не изменились местоположение и регион деятельности таможни, но у нас создана служба по противодействию коррупции. Причем за счет численности, высвободившейся при исключении аналогичной службы из состава СЗТУ.
— В связи с переподчинением появятся ли у таможни какие-то новые задачи?
Нет, новых задач не будет, останутся прежние, и мы знаем, как их решать. Что реально изменится, так это уровень ответственности, который станет гораздо выше на каждом таможенном посту и в каждом функциональном подразделении. Если раньше в каких-то вопросах можно было опереться на СЗТУ, частично сняв с себя ответственность, то теперь, на коротком плече, мы должны отрабатывать все свои предложения более тщательно.
— Сможет ли калининградский бизнес рассчитывать на какие-либо послабления ввиду нового статуса таможни?
— Подчеркну, что переподчинение никому не даст никаких льгот. Мы будем работать в том же правовом поле, что и раньше. Речь идет лишь о возможности прямого контакта с ФТС России для решения сложных вопросов функционирования Калининградской ОЭЗ.
— В чем специфика вашей таможни, что ее отличает от других таможенных органов страны?
Во-первых, территория Калининградской области является Особой экономической зоной (ОЭЗ). Закон об ОЭЗ позволяет предпринимателям при соблюдении определенных условий ввозить на ее территорию товары без уплаты таможенных пошлин и налогов. Поэтому основной объем таможенного декларирования, до 60%, приходится на таможенную процедуру «свободной таможенной зоны». Во-вторых, эксклавное положение области. Практически каждый местный предприниматель, каждая фирма — участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
По состоянию на 1 января 2014 года в области ее осуществляли 4876 предприятий, которые ежедневно перемещали товары через границу. Отсюда и объем товарооборота, который за 9 месяцев этого года превысил 7,7 млн тонн. Основным отличием нашей таможни является постоянная необходимость определения статуса товара, то есть подтверждения того, что он произведен на территории РФ, в Калининградской ОЭЗ, и является товаром Таможенного союза (ТС).
— Как работается таможенникам на границе с Евросоюзом?
— Наши должностные лица в автомобильных ПП обслуживают огромное число физических лиц, пересекающих границу с Польшей и Литвой. Пассажиропоток постоянно растет. Если в 2012 году через госграницу проследовало 6,8 млн физлиц и 3,4 млн легковых автомобилей, то в 2013-м — более 9 млн и порядка 4,5 млн соответственно. Для области с миллионным населением это невероятно много! Показатели 9 месяцев этого года — 7,2 млн и 3,5 млн соответственно. На пассажирском направлении 4 пункта пропуска на российско-польской границе работают со значительным, в 3-5 раза, превышением проектной пропускной способности.
Активности граждан способствует действующее с июля 2012 года Соглашение о местном приграничном перемещении, дающее право на взаимные безвизовые поездки местных жителей и поляков, проживающих в граничащих с областью воеводствах. Для нас реализация этого документа связана с решением непростой задачи: чтобы не создавать очереди на границе, нужно минимизировать время таможенного оформления, не утратив при этом качества таможенного контроля.
— Наверное, трудно справляться с такой нагрузкой без взаимодействия с таможенниками и пограничниками из сопредельной стороны?
— Безусловно. С коллегами из Польши и Литвы мы поддерживаем постоянные и конструктивные отношения. Реализован ряд совместных проектов, которые успешно работают. Это и «Зеленый коридор» в МАПП Мамоново-2 – Гжехотки (с польской стороной), проект «Повышение доступности государственной границы Литовской Республики и Российской Федерации путем увеличения пропускной способности МАПП Панемуне — Советск и МАПП Кибартай — Чернышевское» (применение результатов сканирования МИДК), другие проекты.
Для решения рабочих вопросов, координации действий, обсуждения новых инициатив ежемесячно организуем четырехсторонние встречи с участием представителей нашей таможни и Таможенной палаты г. Ольштын (Польша), а также калининградских и польских пограничников.
— Как обстоят дела с правоохранительной составляющей вашей работы?
— За 9 месяцев этого года возбуждено 2443 дела об административных правонарушениях (АП) и 18 уголовных дел. Изъято более 100 тыс. пачек сигарет, 350 кг янтаря-сырца, свыше 2 кг наркотических средств. После введения Россией эмбарго резко возросло число задержаний продуктов питания, которые пытались ввезти в область без соблюдения запретов и ограничений. Только в сентябре мы возбудили 54 дела об АП, по ним изъято более 1600 кг мясомолочной продукции. Всего в январе-сентябре у физических и юридических лиц изъято свыше 28 тонн таких товаров.
— Какие современные таможенные технологии применяются в Калининграде?
— Мы используем практически все современные технологии: электронное декларирование, предварительное информирование о товарах, ввозимых автомобильным и железнодорожным транспортом, удаленный выпуск. Наши усилия направлены на совершенствование процедур таможенного контроля, сокращение времени таможенного оформления.
— Вернемся к местной специфике. Калининградский бизнес постоянно высказывает опасения в связи с «проблемой 2016» — возможным упразднением ОЭЗ. Как вы думаете, бизнес действительно столкнется с серьезными проблемами?
— Сразу поясню, в 2016 году Калининградская ОЭЗ не будет ликвидирована, произойдет отмена таможенных льгот для ее резидентов. Думаю, Правительство РФ найдет действенные меры для поддержки местного бизнеса.
— Александр Юрьевич, спасибо за содержательную беседу!