Таможенный представитель (брокер)

Королевство кривых весов

Ситуация с контролем весовых параметров транспортных средств, пересекающих российско–финскую границу продолжает оставаться достаточно сложной. Одной из основных причин недовольства автоперевозчиков является техническое состояние автомобильных весов, на основании показаний которых, таможенными органами и Ространснадзором возбуждаются многочисленные дела об административных правонарушениях. О том, что предпринимается для изменения этого, мягко говоря, неприглядного положения дел, TKS.RU рассказал руководитель филиала АСМАП по Северо-Западному федеральному округу Александр Дацюк

— Александр Макарович, наш первый вопрос носит вводный характер. Задавая его, мы учитываем широту нашей аудитории и то, что возможно не все наши читатели хорошо знают нюансы и специфику контроля веса транспортных средств на границе.

Итак, несмотря на то, что ответ на первый вопрос для профессионалов очевиден, мы его озвучим:

Кем и с какими целями проводится взвешивание транспортных средств на границе

Цели взвешивания грузов и транспортных средств на границе действительно очевидны. Во-первых, взвешивание проводится с целью определения весовых параметров, в рамках таможенного контроля грузов и транспортных средств, пересекающих границу. Полученная в результате взвешивания информация, сравнивается таможенным инспектором с данными в предоставляемых перевозчиком документах. Выявленные расхождения, если они есть, могут стать основанием для сомнения в правильности декларирования груза и принятии соответствующих мер. Вторая цель — контроль за соблюдением российских норм нагрузки на дороги. С лета прошлого года эта функция также выполняется таможенными органами.

Второй вопрос уже сложнее. За предыдущие несколько лет хозяева весовых комплексов на МАПП-ах несколько раз менялись. Кому сейчас принадлежат весовые устройства на границе, и кто отвечает за их обслуживание и техническое состояние.

До середины 2011 года весы принадлежали таможенным органам. Потом, согласно распоряжения правительства, все имущество в пограничных зонах было передано ФГКУ Росгранстрой. Однако передача произошла не до конца. Например, на сегодняшний день часть весового оборудования, находящегося в зоне ответственности Выборгской таможни, продолжает оставаться на балансе таможенных органов. Исключение составляет весовой комплекс, расположенный в закрытом боксе в зоне углубленного досмотра на МАПП Торфяновка, который передан Росгранстрою. На пограничных переходах в регионах Псковской и Себежской таможен весы также переданы Росгранстрою. В связи с этим на Торфяновке возникла некоторая коллизия, связанная с тем, что у таможни в данный момент весов уже не может быть и, следовательно, нет средств на обслуживание весов, а у ФГКУ Росгранстрой весов еще нет на балансе, поэтому и нет средств на их ремонт. Собственно для нас, как для организации, представляющей интересы автоперевозчиков, принадлежность весов – вопрос вторичный. Важно, чтобы весы находились в исправном состоянии.

А сейчас весовые устройства, используемые на границе, исправны и сертифицированы?

Сертификаты «Ростеста», который проверяет весы раз год, есть. Их срок истекает в декабре. Однако, несмотря на наличие сертификатов, есть и претензии к качеству работы весовых устройств. На прошлой неделе ФГКУ Росгранстрой провел инспекционную проверку весового оборудования с привлечением специалистов Ространснадзора, завода — изготовителя и нашими представителями для решения вопроса о принятии весов на баланс и устранения имеющихся недостатков, а их было выявлено немало.

Вот мы и подошли к сути проблемы. Насколько я понимаю, на сегодняшний день исправность весов вызывает у перевозчиков вполне обоснованные сомнения. Что выявила работа комиссии?

Для начала я приведу несколько случаев, связанных с выявленным перевесом груза. Один из них произошел на МАПП Брусничное 7 октября. Машину, перевозящую наливной груз из Швеции, взвешивали на одних и тех же весах пять раз. И получили пять разных показаний, что подтверждено соответствующими квитанциями. Для перевозчика это достаточно сложная ситуация, поскольку машину с выявленным перевесом из Финляндии в Россию не пускают, требуя устранить нарушение. Как устранять перевес наливного груза в полевых условиях абсолютно непонятно, и это только один аспект, возникшей у перевозчика проблемы. Другой и более важный состоит в том, что пять различных показаний весового устройства рождают вполне понятное недоверие к его показаниям, тем более, что груз был достаточно дорогой и тщательно взвешивался на заводе отправителем при его заливке в танк. Цена решения вопроса — сутки простоя на въезде в Россию.

Незадолго до этого на МАПП Брусничное выявлена перегрузка на ось в машине, следующей из Финляндии. Характер груза и его вес не позволил переместить его на приграничном терминале с таким расчетам, чтобы более равномерно распределить нагрузку на ось. Машину пришлось возвращать в Финляндию. При этом у нас, как и предыдущем случае, не было уверенности в том, что весы работают правильно и требования к перевозчику обоснованы. Такие случаи происходят практически ежедневно. Разумеется, это негативно сказывается на бизнесе автоперевозчиков. Я уже не говорю о том, что эта чехарда со взвешиванием машины на нескольких весах значительно увеличивает очередь машин на въезд в Россию.

Вернемся к работе комиссии, в состав которой входили специалисты АСМАП. Во время нашего визита мы провели элементарный эксперимент — взвесили на трех весах, расположенных на МАПП Торфяновка, одно и то же транспортное средство. На одних весах перевес составил 800 килограмм, на вторых — 1360, на третьих — 1200 килограмм. Аналогичная картина была выявлена и на МАПП Брусничное. Данные контрольных взвешиваний, разумеется, подтверждены соответствующими актами. Оставляет желать лучшего и техническое состояние подъездов к весовым устройствам. Сейчас практически все подъезды к весам имеют уклоны и выбоины. В результате тягач и прицеп, заезжая на весы, производят по весовому устройству несколько динамических ударов довольно большой силы. Понятно, что это влияет на показания весов, причем, отнюдь не в сторону их уменьшения. Я уже не говорю о том, что сами весовые устройства, не рассчитанные на эксплуатацию в таких условиях, чаще выходят из строя и срок их работы значительно сокращается. Все эти недостатки также зафиксированы во время работы комиссии.

Итогом работы комиссии стали письма, направленные в Северо – Западную транспортную прокуратуру. В них мы, основываясь на полученных нами данных, сообщаем, что считаем недопустимым продолжать использовать весовое оборудование на приграничных МАПП-ах, в том виде в виде, в каком оно сейчас есть. Мы предлагаем приостановить процедуры контрольного взвешивания, вплоть до устранения технических недостатков и приведения весового оборудования в исправное состояние. Аналогичное письмо направлено нашим московским руководством на имя руководителя ФТС РФ Андрея Бельянинова.

Помимо технических проблем с весовым оборудованием, есть ли какие – либо организационные просчеты в работе контрольных ведомств на границе, которые негативно сказываются на скорости оформления транспорта.

К сожалению есть. Как известно с лета этого года функции контроля за соответствием веса российским нормам в отношении транспортных средств, пересекающих границу в обоих направлениях, переданы таможенным органам. Однако, в силу ведомственных противоречий, эти функции переданы не полностью. Сейчас сотрудник таможни может только установить сам факт превышения веса транспортного средства. Выписать уведомление на соответствующий штраф за данное нарушение он не имеет права. Эта функция продолжает оставаться за Ространснадзором, представителей которого на границе нет. В результате ситуация выглядит более чем нелепо. Водитель, транспортное средство которого превышает установленные весовые нормы, вынужден по требованию таможенного инспектора ехать в представительство Ространсназора, расположенное в шестидесяти километрах от границы в поселке Климово. Выполнение всей этой процедуры занимает практически пол дня. Устранить это недоразумение, можно было бы буквально одним росчерком пера, выпустив документ, дающий право таможенному органу самостоятельно выписывать штраф за превышении веса. Однако на сегодняшний день этого не сделано.

Кстати, в процессе выполнения этой процедуры иногда возникают парадоксальные ситуации, также связанные с техническими недостатками весовых устройств, работающих на границе. В ряде случаев взвешивание на весах Ространсназдора транспортного средства, отправленного за нарушение весовых норм с границы, превышения нормы веса не выявляет. Возмущению водителя в этих случаях нет предела. И надо сказать, что оно более чем понятно и абсолютно обосновано.

Есть и еще одна проблема, существенно затрудняющая прохождение грузов через посты и увеличивающая время прохождения процедуры весового контроля. Сейчас схема выстроена таким образом, что водителю сначала надо выстоять очередь к пункту весового контроля, затем пройти его и остановится в ожидании результатов. Данные весового контроля сотрудник таможни оформляет на бумажном носителе и передаёт водителю, тот в свою очередь должен отправиться на стоянку, оставить там машину и поспешить в операционный зал, где ему вновь придётся выстоять очередь к сотруднику таможни, осуществляющему контроль документов. Этот инспектор и вводит данные с бумажного носителя в электронную систему. Должен сказать, что на фоне постоянных заверений таможни о полном переходе на современные электронные технологии, вся эта беготня с бумажками, которой вынужден заниматься водитель, выглядит, по меньшей мере, странной. Тем более, что технические возможности весового оборудования вполне позволяют передать результаты взвешивания прямо на рабочее место инспектору, который будет оформлять это транспортное средство. Заметим попутно, что при переходе на автоматическую передачу данных взвешивания, у таможни, постоянно жалующейся на нехватку кадров, высвобождаются от выполнения этой неквалифицированной работы две штатные единицы на каждом посту.

— Несмотря на неоднократные высказывания в СМИ руководителей ведомств, ответственных за ускорение процедур оформления транспортных средств на границе, о достигнутых успехах в упрощении процедур оформления грузов, очереди грузовиков продолжают оставаться непременным атрибутом автомобильных пунктов пропуска. Когда же ситуация действительно измениться к лучшему?

На этот вопрос сложно ответить. К сожалению, примеров тому, как внедрение в целом положительных инициатив, задуманных в качестве мер, способствующих ускорению таможенных и других контрольных процедур на границе, не приносило запланированных результатов более чем достаточно. Устранение этих недостатков, мешающих работе международных автоперевозчиков, и есть основная стратегия работы АСМАП. Мы постоянно обращаем внимание ведомств, ответственных за работу международных пунктов пропуска, на недостатки, которые выявляются в процессе реализации новых норм и законов. В отношении конкретного предмета нашего сегодняшнего разговора – весовых устройств, работа которых вызывает много нареканий, мы будем продолжать добиваться принятия мер по изменению ситуации. Надеюсь, что наши инициативы будут поддержаны и со стороны Северо-Западной транспортной прокуратуры, отвечающей за соблюдение выполнения требования законодательства в отношении добросовестных автоперевозчиков. Я также надеюсь, что недавнее обсуждение проблем в работе весовых устройств на границе, которое состоялось в рамках работы Общественного совета при Северо-Западной транспортной прокуратуре, не было бесплодным и конкретные шаги со стороны СЗТП для устранения нарушений норм законодательства в отношении автоперевозчиков будут сделаны.

P.S.

Пресс-служба СЗТП сообщает о том, что Северо-Западной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при функционировании пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

— В ходе проверки установлено, что пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации не в полной мере обеспечены необходимым оборудованием, их обустройство не завершено. Выявлено 293 нарушения закона, с целью устранения которых внесены 47 представлений (из рассмотренных 37 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности), принесено 5 протестов на незаконные правовые акты (все удовлетворены). Возбуждено 6 дел об административных правонарушениях (6 лиц привлечено к административной ответственности). В суды направлены 4 заявления, одно рассмотрено и удовлетворено — сообщается в пресс-релизе Северо-Западной транспортной прокуратуры.

Источник: Tks.ru

26 октября 2012

;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)