Доля предварительной информации (ПИ), сформированной участниками ВЭД в автомобильных пунктах пропуска в течение двух часов после ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза (ТС), неуклонно уменьшается. На данный момент по таможенным органам Северо-Запада на нее приходится 2,84% от общего количества поданных сведений. В июле этот показатель составлял 11,90%. Такие данные привел начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Станислав Шкленский. При этом он отметил, что сейчас основная задача СЗТУ и таможен региона состоит в обеспечении дальнейшего снижения доли ПИ, формируемой заинтересованными лицами непосредственно в пункте пропуска. Как известно, в настоящее время перевозчики имеют право сформировать предварительную информацию в течение двух часов после прибытия товаров в пункт пропуска. Некоторые водители им активно пользуются, предпочитая доверить выполнение этой достаточно трудоемкой и хлопотной обязанности таможенным представителям. В СЗТУ уже определился круг компаний, являющихся своего рода лидерами в деле уклонения от организации предварительного информирования до прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ТС. Напомним, что с 17 июня сего года действует решение Комиссии Таможенного союза (КТС) от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». Сегодня большинство предпринимателей предпочитают передавать необходимые сведения в таможенные органы через портал ФТС России «Электронное представление сведений» (портал «ЭПС»). В настоящее время, как уточнил представитель СЗТУ, в соответствии с приказом ФТС России от 28.05.2012 № 1032 «О создании абонентского рабочего места для ввода предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» в пограничных пунктах пропуска таможен региона для заинтересованных лиц выделены и обеспечены принтерами абонентские места, подключенные через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет к комплексу программных средств портала «ЭПС». Представители перевозчиков и иные заинтересованные лица, прибывшие на таможенный пост без ПИ, имеют возможность непосредственно в пункте пропуска в течение двух часов сформировать предварительное уведомление, отправить его в таможенный орган, после чего распечатать штрих-код и идентификационный номер на принтере, подключенном к абонентскому месту портала «ЭПС» и представить его должностному лицу в пункте пропуска. Одним из проблемных вопросов, влияющих на эффективность работы с предварительной информацией, Станислав Шкленский считает сложный 36-значный уникальный номер перевозки (идентификатор) для запроса загруженной перевозчиком ПИ. Наряду с буквами и цифрами он содержит тире. Как показывает практика, именно при его пересылке водителю, которая обычно осуществляется в виде SMS-сообщения, чаще всего возникают разного рода технические ошибки. В этой связи СЗТУ выступило с предложением об установке терминалов, подключенных к базе данных информационной системы таможенных органов с предварительной информацией, оснащенных печатающим устройством. В этом случае водитель после ввода через терминал имеющегося у него на руках 36-значного номера перевозки (при условии наличия ранее представленной до въезда в пункт пропуска предварительной информации) сможет получить распечатку данного идентификатора, сопровождаемого штрих-кодом. Ее наличие служило бы документальным подтверждением наличия предварительной информации. Для сокращения количества случаев формирования ПИ в пунктах пропуска таможен региона приказом СЗТУ от 11.10.2012 № 602 «О внесении изменений в приказ Северо-Западного таможенного управления от 18.05.2012 № 272 «Об аналитических показателях эффективности деятельности, установленных Северо-Западному таможенному управлению на 2012 год», пограничным таможенным органам установлен аналитический показатель по снижению доли предварительной информации, сформированной после ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию ТС. Кроме того, на постоянной основе осуществляется сбор и обобщение информации о перевозчиках, которые пользуются услугами информационных операторов для формирования предварительной информации в пунктах пропуска. Эти сведения также направляются в адрес соответствующих национальных ассоциаций международных перевозчиков, что позволяет им сделать адресной работу по разъяснению необходимости организации предварительного информирования до прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ТС. По мнению Станислава Шкленского, дальнейшее расширение использования предварительной информации сдерживается отсутствием квалификации действий (ответственности) перевозчиков при ее непредставлении либо представлении в некорректной форме; несовершенством применяемых программных средств в части оперативного анализа загруженной ПИ в рамках системы управления рисками; сложностью буквенно-цифрового идентификатора уникального номера перевозки для использования в работе; имеющейся нестабильности в работе информационно-программных средств, используемых в технологии предварительного информирования. Для устранения имеющихся узких мест необходимо доработать штатные программные средства; установить в пунктах пропуска терминалы для распечатывания сведений об уникальном номере перевозки (штрих-кода), подтверждающих наличие предварительной информации у перевозчика.