Таможенный представитель (брокер)

Об утверждении временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров

Приказ ФТС РФ от 23 апреля 2014 года N 767

 В целях обеспечения единообразного подхода к организации таможенного досмотра (осмотра), а также реализации статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), положений Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1656, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4084, N 49 (ч. I), ст. 6348, N 51, ст. 6681, N 51, ст. 6682; 2014, N 11, ст. 1098) и Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов» (с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Временную инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров (далее — Временная инструкция).

2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов обеспечить изучение и применение Временной инструкции подчиненными должностными лицами при осуществлении таможенного контроля.

3. Начальникам таможен:

1) назначить должностных лиц, ответственных за регистрацию поручений на таможенный досмотр и актов таможенного досмотра (осмотра);

2) обеспечить хранение оформленных актов таможенного досмотра (осмотра) согласно требованиям, установленным Временной инструкцией.

4. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А. Тимофеев) и Главному управлению информационных технологий (А.Е. Шашаев) в срок до 1 августа 2014 года обеспечить внесение необходимых изменений в информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях реализации положений настоящего приказа.

5. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить:

1) внесение изменений в положения об отделах, должностные инструкции (регламенты) должностных лиц таможенных органов, функции и обязанности которых изменяются в соответствии с Временной инструкцией;

2) использование фото-, видеоаппаратуры при проведении таможенного досмотра, хранение фотоснимков (видеозаписей), произведенных в ходе таможенного досмотра, в цифровом формате в соответствии с требованиями Временной инструкции.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 Руководитель

действительный государственный

советник таможенной службы

Российской Федерации

А.Ю.Бельянинов

 Приложение

к приказу ФТС России

от 23 апреля 2014 г. N 767

 Временная инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров

 I. Общие положения

1.1. Временная инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров (далее — Временная инструкция) разработана в целях реализации статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее — Кодекс), положений Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1656, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4084, N 49 (ч. I), ст. 6348, N 51, ст. 6681, N 51, ст. 6682; 2014, N 11, ст. 1098) (далее — Федеральный закон) и Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов» (с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136) (далее — Решение Комиссии).

1.2. Временная инструкция определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра до выпуска товаров.

1.3. Таможенным досмотром являются действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (пункт 1 статьи 116 Кодекса).

1.4. При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов, для предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и противодействия нарушениям при осуществлении других видов контроля, возложенных на таможенные органы (пункт 1 статьи 162 Федерального закона).

1.5. Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающем проведение таможенного досмотра.

1.6. Таможенный досмотр проводится в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в целях проверки такой информации, а именно:

а) для идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определение количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения и в необходимых случаях качества (безопасности) определение наименования и прочих характеристик товаров;

б) для организации проведения таможенным органом таможенного досмотра при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела, предусматривающей утверждение ФТС России и направление в таможенные органы соответствующих профилей рисков;

в) для выборочной проверки на основании соответствующих действующих профилей рисков, предусматривающих выбор товаров, подвергаемых таможенному досмотру, с использованием генератора случайных чисел.

1.7. Таможенный досмотр как форма таможенного контроля проводится до выпуска товаров (статья 96 Кодекса).

1.8. Должностные лица таможенных органов проводят таможенный досмотр в отношении товаров при следующих таможенных операциях и таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза; убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза; таможенный транзит; временное хранение товаров; таможенное декларирование товаров; выпуск товаров.

1.9. Таможенный досмотр проводится уполномоченными должностными лицами таможенных органов, в должностных инструкциях или должностных регламентах которых определены соответствующие права и обязанности.

II. Принятие решения о проведении таможенного

досмотра и организация его проведения

2.1. Принятие решения о проведении таможенного досмотра

2.1.1. Решение о проведении таможенного досмотра до выпуска товаров принимает: начальник таможенного поста или лицо, его замещающее, в регионе деятельности которого находятся товары (далее — должностное лицо, уполномоченное на принятие решения о проведении таможенного досмотра). Полномочия по принятию решения о проведении таможенного досмотра вместо начальника таможенного поста или лица, его замещающего, могут быть возложены на иное должностное лицо таможенного поста при одновременном соблюдении следующих условий:

наличие приказа таможни о наделении лица полномочиями по принятию решения о проведении таможенного досмотра;

наличия в должностных инструкциях (должностных регламентах) должностного лица права принятия решения о проведении таможенного досмотра.

2.1.2. Должностное лицо таможенного поста, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста (лицу, его замещающему) либо иному уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении таможенного досмотра.

В случае если профиль риска, в соответствии с которым необходимо провести таможенный досмотр, содержит конкретные характеристики (объем, степень <1>) таможенного досмотра, подлежащие указанию в поручении на таможенный досмотр, либо если необходимость проведения таможенного досмотра выявлена на этапе приема и регистрации документов и сведений при прибытии (убытии) товаров и транспортных средств международной перевозки на (с) таможенную(ой) территорию(ии) Таможенного союза (вне зависимости от объема и степени таможенного досмотра, содержащихся в профиле риска), докладная записка не составляется (за исключением случаев, установленных иными правовыми актами ФТС России либо отдельными указаниями в профиле риска).

———————————

<1> В соответствующих полях раздела «Таможенный досмотр» профиля риска не указаны значения «Любой», «Любая» или «Прочее».

Докладная записка также не составляется в случаях, когда решение о проведении таможенного досмотра предусматривает передачу направления в таможенный орган (либо должностному лицу), который должен провести таможенный досмотр, информации в электронном или письменном виде, содержащей все необходимые характеристики таможенного досмотра, подлежащие указанию в поручении на таможенный досмотр.

В докладной записке должностное лицо указывает время выявления необходимости проведения таможенного досмотра, а также время ее передачи начальнику таможенного поста (лицу, его замещающему) либо иному уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении таможенного досмотра, предложения по объему и степени таможенного досмотра.

2.1.3. Решение о проведении таможенного досмотра оформляется должностным лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, путем осуществления следующих действий:

наложения на докладной записке соответствующей резолюции с проставлением даты и времени принятия решения;

подписанием поручения на таможенный досмотр по установленной форме <1> (далее — поручение), сформированного уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра.

———————————

<1> Форма поручения на таможенный досмотр утверждена приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля» (зарегистрирован Минюстом России 05.12.2011, рег. N 22502) (далее — приказ ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199).

Действия должностных лиц таможенных органов при заполнении, регистрации, хранении и учете поручений на таможенный досмотр приведены в положении N 1 к Временной инструкции.

2.1.4. Должностное лицо, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, при подготовке поручения для его подписания лицом, принимающим решение о проведении таможенного досмотра, устанавливает местонахождение товаров и исходя из количества товаров, его характеристики и упаковки, а также объема и степени досмотра оценивает возможность проведения таможенного досмотра в зоне таможенного контроля или другом месте, в котором находятся товары.

Должностное лицо, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, направляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, составленные в установленном порядке уведомление о проведении таможенного досмотра <1> (пункт 2 статьи 116 Кодекса), а также требование о предъявлении товаров <2> в соответствии с установленными в поручении объемом и степенью не позднее 30 минут с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра.

———————————

<1> Форма уведомления о проведении таможенного досмотра утверждена приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199.

<2> Форма требования о предъявлении товаров утверждена приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199.

Проведение таможенного досмотра в местах, не имеющих достаточной оснащенности для проведения таможенного досмотра в соответствии с установленными объемом, степенью и характеристиками технических средств таможенного контроля (далее — ТСТК) (отсутствие весового оборудования, специально оборудованной площадки, погрузочно-разгрузочной техники, места для выгрузки товаров из транспортного средства и т.д.), не допускается.

В случае недостаточности оснащенности места для проведения таможенного досмотра в требовании о предъявлении товаров дополнительно указывается перечень зон таможенного контроля, где может быть проведен таможенный досмотр.

Информация о месте проведения таможенного досмотра в случае направления декларанту требования о предъявлении товаров с перечнем зон таможенного контроля, где может быть проведен таможенный досмотр, вносится в поручение после размещения товаров в одной из предложенных зон таможенного контроля.

В случае перемещения товаров в иную зону таможенного контроля проведение таможенного досмотра осуществляется в порядке, определенном иными правовыми актами.

2.1.5. Поручение содержит сведения о цели, объеме и степени таможенного досмотра, перечне ТСТК, которые необходимо использовать при проведении таможенного досмотра, исходя из требований действующего профиля риска, а в случае если действующим профилем риска не установлены конкретные характеристики таможенного досмотра, — сведения о цели, объеме и степени таможенного досмотра, перечне ТСТК, которые необходимо использовать при проведении таможенного досмотра (в случае необходимости), определяются должностным лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра, и указываются в докладной записке.

При этом должностное лицо, принимающее решение о проведении таможенного досмотра, исходит из характеристик таможенного досмотра, достаточных для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (пункт 1 статьи 94 Кодекса).

Допускается при отсутствии определенных сведений, необходимых для формирования поручения (например, о месте проведения досмотра), их указание по мере поступления необходимой информации после подписания должностным лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, поручения.

2.1.6. Решение о проведении таможенного досмотра, оформленное в соответствии с пунктом 2.1.3 Временной инструкции, должно быть принято лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, не позднее 30 минут с момента получения сведений о необходимости его проведения, за исключением случаев, установленных пунктами 2.1.8, 2.1.9 и 2.1.10 Временной инструкции.

2.1.7. После принятия решения о проведении таможенного досмотра поручение, докладная записка с соответствующей резолюцией должностного лица, принявшего решение, незамедлительно передаются должностному лицу, уполномоченному на проведение таможенного досмотра.

2.1.8. В случае если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, формирование поручения осуществляется после предъявления товаров таможенному органу в месте доставки либо их хранения.

2.1.9. В случае если местонахождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру, предусматривающую их вывоз с территории Российской Федерации, неизвестно и (или) товары находятся вне зоны таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, незамедлительно запрашивает у декларанта пояснения о местонахождении товаров (пункт 3 статьи 111 Кодекса), а также направляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требование о предъявлении товаров.

При необходимости создания зоны таможенного контроля в месте нахождения (предъявления) товаров соответствующие действия совершаются должностными лицами таможенного поста, в функции которых входит проведение таможенного досмотра. При этом информация о месте проведения досмотра вносится в подписанное поручение на досмотр после его установления или размещения товаров в зоне таможенного контроля.

2.1.10. В случае если таможенный орган, должностными лицами которого была выявлена необходимость провести таможенный досмотр, отличается от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, либо декларирование товаров осуществляется с применением информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», решение о проведении таможенного досмотра оформляется в виде письменного либо электронного уведомления о проведении таможенного досмотра (далее — уведомление), направляемого по оперативным либо электронным каналам связи (для электронного декларирования и технологии удаленного выпуска) в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, в срок не позднее 1 часа с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра. Уведомление должно содержать все необходимые характеристики таможенного досмотра, подлежащие указанию в поручении, а также иные сведения, которые необходимо учесть при проведении таможенного досмотра.

После получения уведомления уполномоченное должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, незамедлительно (не позднее 30 минут с момента получения) информирует должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, принимающее решение о проведении таможенного досмотра в порядке, определенном пунктами 2.1.2 и 2.1.3 Временной инструкции.

Акт таможенного досмотра (осмотра) (далее — АТДО) не позднее 1 часа с момента завершения его составления направляется в таможенный орган, принявший таможенную декларацию, по оперативным либо электронным каналам связи. Лицо, производящее пересылку АТДО, обеспечивает информирование соответствующего таможенного органа о способе и времени направления акта посредством использования телефонной связи или иным способом направления информации, обеспечивающим контроль ее получения.

Таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, проводит таможенный досмотр товаров в соответствии со статьей 116 Кодекса в случае наличия у уполномоченного должностного лица таможенного органа информации о возможном правонарушении в области таможенного дела и (или) обоснованных предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные сведения о товарах являются недостоверными. Организация проведения таможенного досмотра осуществляется в соответствии с положениями Временной инструкции.

В случае поступления в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, информации из таможенного органа, в котором происходит таможенное декларирование товаров, о выпуске товаров, в отношении которых ранее таможенным органом, в регионе деятельности которого находятся товары, были выявлены при проведении таможенного досмотра факты нарушения таможенного законодательства Таможенного союза либо законодательства Российской Федерации о таможенном деле, таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, информирует таможенный орган (таможню и таможенный пост), в котором происходит таможенное декларирование и выпуск товаров, о выявленных нарушениях в целях проведения ведомственного контроля и рассмотрения вопроса об отмене решения о выпуске товаров.

2.1.11. При определении должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, необходимо учитывать, что не допускается привлекать к работе с источниками ионизирующего излучения должностных лиц таможенных органов, не имеющих допуска к такой работе.

2.1.12. Исходя из количества и характеристики товаров, подлежащих таможенному досмотру, а также соблюдения сроков его проведения таможенный досмотр может быть поручен одному, двум и более уполномоченным должностным лицам.

Если в соответствии с требованиями безопасности в отдельных случаях, а также в соответствии с эксплуатационной документацией на техническое средство таможенного контроля, применяемое при проведении таможенного досмотра, предусмотрено участие двух или более должностных лиц, количество должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, определяется в соответствии с правилами по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденными приказом ФТС России от 15 апреля 2008 г. N 403 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1879) (далее — требования охраны труда).

2.1.13. При принятии решения о проведении таможенного досмотра по результатам таможенного осмотра товаров с использованием инспекционно-досмотрового комплекса должностному лицу, проводящему таможенный досмотр, также передаются копии АТДО, рентгеновских изображений и комментариев к ним.

В случае принятия на основании действующего профиля риска решения о проведении таможенного досмотра товаров, помещаемых под таможенные процедуры переработки вне таможенной территории, а также переработки на таможенной территории, и продуктов их переработки в целях идентификации товаров в продуктах переработки должностное лицо, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, передает в обязательном порядке должностному лицу, проводящему таможенный досмотр, копии разрешения на переработку с указанным в них способом идентификации товаров.

Сведения обо всех переданных документах подлежат указанию в соответствующей графе поручения.

В случае значительной территориальной удаленности места проведения таможенного досмотра допускается передача поручения в электронном виде с использованием штатных программных средств с обязательной досылкой бумажного экземпляра поручения, докладной записки о необходимости проведения таможенного досмотра с резолюцией уполномоченного лица и иных документов (в случае необходимости) по оперативным каналам связи с обеспечением контроля их получения посредством использования телефонной связи.

2.1.14. Дальнейшие действия по организации проведения таможенного досмотра осуществляются в порядке, предусмотренном положениями пунктов 2.2 и 3.1 Временной инструкции.

2.2. Организация проведения таможенного досмотра

2.2.1. Должностное лицо, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, вправе использовать при проведении таможенного досмотра копии транспортных, коммерческих, таможенных и иных документов, представленные в отношении досматриваемых товаров. При этом учитываются таможенная процедура, при которой проводится таможенный досмотр, цель его проведения, а также характеристика товаров и их упаковки.

2.2.2. Уполномоченное должностное лицо таможенного поста незамедлительно после получения поручения регистрирует его в журнале регистрации поручений на таможенный досмотр и актов таможенного досмотра (осмотра) (далее — журнал), образец которого приведен в приложении N 2 к Временной инструкции.

2.2.3. Должностное лицо, уполномоченное проводить таможенный досмотр, при наличии информации о местонахождении, количестве товаров, их характеристике, упаковке, а также цели, объеме и степени таможенного досмотра, предписанной поручением, не позднее 30 минут с момента получения зарегистрированного поручения принимает решение о необходимости направления лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 108 Кодекса, требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств по установленной форме <1> (далее — требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств).

———————————

<1> Форма требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств утверждена приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199.

2.2.4. В случае необходимости для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного досмотра может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств (статья 101 Кодекса).

В целях оказания содействия при проведении таможенного досмотра могут привлекаться специалисты других государственных органов (статья 102 Кодекса).

2.2.5. В случае если это прямо указано в действующем профиле риска, при проведении таможенного досмотра товаров могут присутствовать должностные лица ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен.

Присутствие должностных лиц ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен при проведении таможенного досмотра допускается при представлении документов, позволяющих идентифицировать указанных должностных лиц (например, служебное удостоверение и др.). Копии данных документов прикладываются к поручению. При этом в поручении не указываются должностные лица ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен.

2.2.6. В определенных случаях таможенный досмотр проводится также в присутствии лиц (водитель автотранспортного средства, представитель экипажа воздушного судна, член локомотивной бригады и т.д.), присутствие которых предусмотрено требованиями охраны труда.

2.2.7. Информирование должностных лиц вышестоящих таможенных органов, которые в соответствии с действующим профилем риска должны присутствовать при проведении таможенного досмотра, а также специалистов, представителей других государственных органов, в компетенции которых находится обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, лиц, которые в соответствии с требованиями охраны труда должны присутствовать при досмотре, о времени и месте его проведения осуществляется должностным лицом, уполномоченным на проведение таможенного досмотра.

Должностное лицо, которому поручено проведение таможенного досмотра, обеспечивает своевременный доступ присутствующих либо участвующих при нем лиц к месту его проведения (место расположения таможенного органа, склад временного хранения (далее — СВХ), территория пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и т.д.) путем оформления соответствующих документов, предусмотренных пропускным и внутриобъектовым режимами, установленными на данном объекте.

III. Проведение таможенного досмотра

3.1. Действия должностных лиц при проведении таможенного досмотра

3.1.1. Проведение таможенного досмотра допускается в зонах таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары и транспортные средства (пункт 3 статьи 95 Кодекса).

3.1.2. Проведение таможенного досмотра, направленного на пресечение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов (далее — ДРМ) через таможенную границу Таможенного союза, осуществляются в соответствии с Временной инструкцией и с учетом положений законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.

3.1.3. При проведении таможенного досмотра помимо лиц, указанных в разделе II Временной инструкции, с разрешения лица, проводящего таможенный досмотр, и при согласии лица, уполномоченного в отношении товаров, могут присутствовать представители СВХ либо иные лица, осуществляющие грузовые и иные операции с товарами, необходимые в целях проведения таможенного досмотра.

3.1.4. Таможенный досмотр может проводиться в отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в случае (пункт 5 статьи 116 Кодекса):

— неявки указанных лиц либо если такие лица неизвестны;

— существования угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, окружающей среде, угрозы возникновения эпизоотической ситуации, угрозы сохранению объектов национального культурного достояния государств — членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также если товары распространяют неприятный запах;

— пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

— оставления на территории Российской Федерации товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых.

3.1.5. Должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный досмотр не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, установлен круглосуточный режим работы, — не позднее 24 часов после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения, за исключением случаев, установленных пунктами 3.1.10 и 3.1.11 Временной инструкции.

Если должностным лицом проведение таможенного досмотра не завершено в связи с окончанием его рабочего времени, то должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, письменно докладывает об этом начальнику отдела таможенного досмотра (лицу, его замещающему). Начальник отдела таможенного досмотра (лицо, его замещающее) вправе определить иное уполномоченное должностное лицо, которое в течение рабочего времени таможенного органа завершит таможенный досмотр с учетом требований пункта 3.1.5 Временной инструкции, путем наложения резолюции на докладной записке должностного лица, проводившего таможенный досмотр.

При этом уполномоченным должностным лицом вносятся в поручение соответствующие исправления либо дополнения.

В поручении не допускаются подчистки и помарки. Должностное лицо таможенного органа, внесшее исправления, под каждым таким исправлением проставляет подпись и оттиск личной номерной печати (далее — ЛНП).

Заполнение АТДО производится должностным лицом, проводившим таможенный досмотр, после завершения таможенного досмотра.

АТДО составляется в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем окончания таможенного досмотра, но не позднее срока, установленного таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле для принятия решения о выпуске товаров.

Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, письменно докладывает первому заместителю начальника таможни (или начальнику службы организации таможенного контроля таможни) о случаях и причинах составления АТДО в нарушении сроков, установленных предыдущим абзацем. По результатам рассмотрения информации начальника таможенного поста (лица, его замещающего) первый заместитель начальника таможни (начальник службы организации таможенного контроля таможни) письменно в виде резолюции принимает решение об объективности причин, повлекших длительный срок составления АТДО, и обеспечивает направление принятого решения в подразделение таможни, в функции которого входит координация применения системы управления рисками.

3.1.6. Контроль за соблюдением сроков проведения таможенного досмотра осуществляет должностное лицо, принявшее решение о его проведении, а также должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.

3.1.7. После прибытия на место проведения таможенного досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр:

а) проверяет полномочия лиц, присутствующих при проведении таможенного досмотра, а также основания их присутствия в зоне таможенного контроля;

б) устанавливает факт предъявления товаров к таможенному досмотру и осуществления действий, указанных в требовании о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств (в случае его направления декларанту перед проведением таможенного досмотра);

в) проверяет факт присутствия должностных лиц вышестоящих таможенных органов и иных государственных органов, участие или присутствие которых при проведении таможенного досмотра предусмотрено правовыми актами. В случае если требованиями охраны труда предусмотрено присутствие определенных лиц (водитель автотранспортного средства, представитель экипажа воздушного судна, член локомотивной бригады и т.д.), должностное лицо, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, начинает проведение таможенного досмотра в присутствии данных лиц.

3.1.8. Решение о возможности проведения таможенного досмотра товаров, находящихся в контейнере или грузовом отсеке транспортного средства, принимается должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, только в случае, если:

— проведение необходимых грузовых операций с товарами может быть обеспечено заинтересованным лицом непосредственно в ходе таможенного досмотра;

— проведение такого таможенного досмотра не повлечет утраты товаров или изменения их состояния.

В случае присутствия всех заинтересованных лиц при предъявлении товаров и осуществлении с ними операций, предусмотренных требованием о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств, должностное лицо, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, принимает решение о начале проведения таможенного досмотра.

3.1.9. Временем начала таможенного досмотра является время начала действий должностного лица, проводящего таможенный досмотр, по визуальному осмотру упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

3.1.10. Если предъявленные для таможенного досмотра товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах на товары, начальник таможенного поста (либо лицо, его замещающее), в регионе деятельности которого находятся товары, вправе продлить срок проведения таможенного досмотра (пункт 3 статьи 220 Федерального закона). Указанный срок продлевается при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам в ходе таможенного досмотра установить сведения о предъявленных товарах.

При этом должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, направляет декларанту, владельцу СВХ или иному лицу, уполномоченному в отношении досматриваемых товаров, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.

3.1.11. Срок проведения таможенного досмотра в соответствии с положениями части 3 статьи 220 Федерального закона продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров, в пределах сроков, установленных пунктом 4 статьи 196 Кодекса. В случае поступления на имя начальника таможенного поста письменного заявления лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о сроке, в течение которого эти требования будут выполнены, указанная информация учитывается при организации и проведении таможенного досмотра.

В случае отказа лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, от выполнения требований по разделению товарной партии на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, составляется в произвольной форме акт, который прилагается к АТДО и является его неотъемлемой частью.

После составления указанного акта должностное лицо, которому поручено проведение таможенного досмотра, выставляет требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств владельцу СВХ либо собственнику иных мест временного хранения товаров (мест разгрузки и перегрузки (перевалки) в пределах зоны таможенного контроля).

3.1.12. Должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, путем визуального осмотра, измерения, взвешивания и других действий (включая разборку товаров) определяет характеристики товаров в соответствии со степенью таможенного досмотра, указанной в поручении.

3.1.13. По решению лица, проводящего таможенный досмотр, отдельные операции проводятся специалистами (в том числе иных государственных органов), участвующими в проведении таможенного досмотра, а также иными лицами, если это предусмотрено требованиями охраны труда.

3.1.14. В ходе проведения таможенного досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, осуществляет координацию действий всех лиц, участвующих в его проведении, а также осуществляющих грузовые и иные операции с товарами.

3.1.15. В случае если проведение таможенного досмотра прерывается в силу объективных причин (перерыв, окончание рабочего времени и т.д.), должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, принимает меры, направленные на обеспечение сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе путем наложения средств идентификации на грузовые места, транспортные средства либо помещения, где находятся товары.

3.1.16. В целях повышения эффективности таможенного досмотра должностное лицо вправе применять иные формы таможенного контроля (устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение). По результатам таможенного наблюдения составляется акт таможенного наблюдения по установленной форме <1> и прикладывается к АТДО.

———————————

<1> Форма акта таможенного наблюдения утверждена приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199.

3.1.17. Вскрытие грузовых мест предусматривает нарушение их целостности и средств их идентификации с последующим извлечением отдельных единиц товаров из их упаковки (ящиков, коробок и т.п.), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля за количеством и наименованием, определения страны происхождения и получения других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров.

3.1.18. Контейнеры, содержащие радиоактивные материалы, вскрываются только в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, при наличии соответствующих технических средств и в порядке, определенном нормативными и иными правовыми актами.

3.1.19. Таможенный досмотр в целях выявления товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, а также к вывозу с территории Российской Федерации, может проводиться с применением служебных собак кинологического подразделения таможенного органа в случае указания такой необходимости в поручении.

3.1.20. Проведение таможенного досмотра с помощью спиливания, стачивания, разрезания и реализации иных действий осуществляется в целях выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля, путем нанесения на поверхность скрываемого товара слоев краски, металлов, иных материалов либо путем вложения товаров в специально изготовленные неразборные тайники, определения химического состава товаров и их физических свойств и др.

3.2. Объем и степень таможенного досмотра

3.2.1. Таможенный досмотр проводится в объеме и степени таможенного досмотра, установленных поручением. Изменение объема и степени таможенного досмотра допускается только по решению должностного лица, уполномоченного принимать решение о его проведении, в порядке, установленном Временной инструкцией. При этом составление нового АТДО не требуется.

3.2.2. Таможенный досмотр может проводиться в объеме 10, 50 и 100% от общего количества товаров, составляющих товарную партию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.2.3 Временной инструкции.

Количество товара определяется должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, в количестве штук либо других единицах измерения, в которых обычно измеряется товар, подвергаемый таможенному досмотру. Определение количества производится расчетным путем перед проведением таможенного досмотра на основе данных о количестве товаров, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр (в том числе дополнительно представленных). Исходя из установленного объема таможенного досмотра количество товара определяется для каждого наименования товара, имеющего один товарный знак, марку, модель, расфасовку, упаковку и обладающего одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками.

3.2.3. Объем таможенного досмотра, определенный в профиле риска, предполагает проведение таможенного досмотра в отношении товаров перемещаемой товарной партии, определенных исходя из указаний, содержащихся в графе «Объект таможенного досмотра» раздела «Таможенный досмотр» профиля риска и примечаний к мерам по минимизации рисков, содержащимся в профиле риска.

В случае наличия в графе «Объект таможенного досмотра» раздела «Таможенный досмотр» профиля риска или примечаний к мерам по минимизации рисков, содержащимся в профиле риска, указания о необходимости проведения таможенного досмотра в отношении всей партии товаров должностным лицом, уполномоченным на проведение таможенного досмотра, проводится таможенный досмотр (в указанном объеме и степени) в отношении всех наименований перемещаемой товарной партии.

В случае наличия в графе «Объект таможенного досмотра» раздела «Таможенный досмотр» профиля риска или примечаний к мерам по минимизации рисков, содержащимся в профиле риска, указания о необходимости проведения таможенного досмотра товаров из партии, в отношении которых был выявлен риск, должностным лицом, уполномоченным на проведение таможенного досмотра, таможенный досмотр (в указанном объеме и степени) проводится только в отношении тех товаров (наименование товаров при их декларировании по таможенной декларации), в отношении которых выявлен риск, содержащийся в профиле риска.

3.2.4. Степень таможенного досмотра указывает на то, какие действия необходимо произвести с тем количеством товара, которое определено исходя из указанного объема таможенного досмотра. Если поручением установлена необходимость пересчета грузовых мест, то производится пересчет всех грузовых мест товара, предъявленного к таможенному досмотру.

Взвешивание, вскрытие грузовых мест и пересчет количества предметов в грузовых местах производится только в отношении количества товара, определенного в соответствии с пунктом 3.2.2 Временной инструкции. Если поручением предусмотрено выборочное применение данных характеристик степени таможенного досмотра, то конкретные объекты досмотра и их количество в рамках уже определенного объема определяет должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.

3.3. Применение средств измерений

3.3.1. В ходе таможенного досмотра при определении количественных показателей товаров должны применяться только пригодные к применению средства измерений, имеющие действующее поверительное клеймо (свидетельство о поверке, неповрежденные закрепительные пломбы (при их наличии)).

3.3.2. При определении количественных показателей товаров методиками (методами) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, как единицы товара, так и упаковок (ящиков, штабелей, бункеров и т.п.), производство замеров, должно осуществляться в соответствии с требованиями аттестованных методик (методов) измерений (Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

3.4. Применение технических средств таможенного контроля

3.4.1. Для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяются различные виды ТСТК, позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.).

3.4.2. Фотоаппаратура (видеоаппаратура) применяется должностным лицом при условии наличия в поручении на таможенный досмотр отметки о необходимости применения ТСТК (в частности, фотоаппаратуры, видеоаппаратуры).

Перед применением фотоаппаратуры (видеоаппаратуры) должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, проверяет ее исправность (в том числе полный уровень заряда аккумулятора (наличие годных батареек питания), наличие свободного места на накопителе (при использовании цифровых фотоаппаратов) либо пленки (для пленочного фотоаппаратов), выставление точной даты и времени в настройках фотоаппарата, а также установку настроек качества фотосъемки (видеосъемки).

Фотографии (видео) должны обеспечить возможность идентификации досматриваемых товаров, а также отражать дату и время проведения фотосъемки (видеозаписи).

Количество необходимых снимков (период осуществления видеозаписи) при таможенном досмотре определяется должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, самостоятельно в каждом конкретном случае с учетом следующих факторов: объема товарной партии, количества и ассортимента товаров, цели, объема и степени досмотра, указанных в поручении на проведение таможенного досмотра. При этом фотоархив (видеоархив) каждого досмотра должен давать исчерпывающее представление о технических и коммерческих характеристиках каждого наименования товара.

Фотосъемка (видеозапись) должна включать в себя общий план (внешний вид) грузового отсека транспортного средства (контейнера), фиксацию его номера и целостности наложенных средств идентификации. Затем проводится съемка вскрытия грузового отсека, переднего плана неразгруженного транспортного средства, который даст возможность оценить степень (полноту) его загрузки.

Фотосъемка (видеозапись) процессов таможенного досмотра производится по следующей типовой схеме:

фиксация типа транспортного средства, его номера, средств идентификации, за исключением воздушного вида транспорта;

фиксация степени загрузки транспортного средства (фотографирование (видеозапись) должно(а) позволять оценить степень (объем) загрузки транспортного средства в процентном отношении к максимально возможной), характера грузовых мест и упаковки товаров;

фиксация выгрузки товаров из транспортного средства (при частичной выгрузке товаров фотографирование (видеозапись) должно(а) позволить оценить процентное отношение выгруженных из транспортного средства товаров по отношению к невыгруженным);

фиксация выгруженной части товаров, которая производится таким образом, чтобы была обеспечена возможность идентификации количества или объема фактически выгруженного товара;

фиксация невыгруженной части товаров либо при полной выгрузке — порожнего отсека транспортного средства с наличием на фотографии (видеозаписи) данных, идентифицирующих транспортное средство (например, регистрационный номер автомобиля);

фиксация разборки (вскрытия) грузовых мест и досмотра их содержимого.

Во время проведения фотосъемки (видеозаписи) необходимо в полном объеме зафиксировать основные характеристики товаров, позволяющие их однозначно идентифицировать.

Обязательной фиксации при проведении фотосъемки (видеозаписи) (в случае наличия и/или возможности) подлежат (при условии соблюдения установленной степени и объема таможенного досмотра):

— расположение/распределение товара в грузовом отсеке (его загрузка);

— внешний вид упаковки;

— маркировка на упаковке и на самом товаре (надписи, ярлыки, в том числе отражающие сведения об отправителе, получателе товаров, номерах заказов, этикетки и пр.);

— сведения об изготовителе, дате выпуска, сроке годности;

— физические размеры;

— комплектация, наличие запчастей и принадлежностей;

— степень износа товара;

— товарные и специальные знаки;

— консистенция;

— цвет;

— расфасовка товара;

— выявленные посторонние вложения;

— иные значимые для субъекта внешнеэкономической деятельности и дальнейшего таможенного контроля товаров факты.

Во время проведения фотосъемки (видеозаписи) необходимо провести фотографирование (видеозапись) должностных лиц таможенных постов, проводящих таможенный досмотр, и должностных лиц вышестоящих таможенных органов, присутствующих при его проведении на основании профиля риска, на фоне товаров либо транспортных средств, в которых перемещаются товары, предъявленные к таможенному досмотру. При этом должна быть обеспечена возможность установления по фотографии номера транспортного средства либо соответствия зафиксированных на фотографии товаров, заявленных в таможенной декларации.

В случаях, когда фиксацию информации, содержащейся на маркировке, невозможно выполнить на одном снимке, допускается последовательное фотографирование (проведение видеозаписи) маркировки в целях фиксации всех сведений с возможностью их последующей идентификации.

В случаях когда специфика товара требует определения и фиксации геометрических параметров, измерительные приборы и сведения о размерах на маркировке товаров или упаковке отсутствуют, рекомендуется фотосъемка (видеозапись) товара на фоне (с визуальным сопоставлением) измерительных приборов (линейка, рулетка), а в случае их отсутствия — на фоне произвольных объектов с эталонными, то есть заранее известными размерами: человеческая ладонь, спичечная коробка, пачка сигарет, монета, купюра и т.п.; в зависимости от размера товара возможно с более крупными объектами: человек, автомобиль, контейнер и т.д.

При выполнении во время таможенного досмотра операций, связанных с измерением геометрических характеристик товаров, взвешиванием товаров, вскрытием, пересчетом, применением ТСТК, проверкой наличия и соответствия наложенных средств идентификации, отбором проб и образцов для проведения экспертиз, они должны фиксироваться в ходе фотосъемки (видеозаписи).

Во время проведения таможенного досмотра не допускается производство и последующее приложение к АТДО фотографий (видеозаписей), не относящихся к проводимому фактическому контролю.

Полученные в ходе досмотра фотографии в целях уменьшения размера файла при сохранении приемлемого качества рекомендуется преобразовывать с расширением 800 на 600 точек.

В целях придания большей информативности допускается формирование комментариев к фотографиям (видеозаписям) (путем формирования отдельного текстового файла в электронном виде к каждой фотографии (видеозаписи) либо переименования исходных файлов фотографии (видеозаписей) с указанием рода операции и товара, в отношении которого она проводится, например «выгрузка цветов.jpg», «вскрытие коробки с игрушками.jpg» и др.).

Хранение рекомендуется осуществлять в формате JPEG, позволяющем хранить графическую растровую информацию в максимально сжатом виде с сохранением достаточно высокого качества.

Если фотосъемка осуществлялась посредством пленочного фотоаппарата, то следует производить преобразование информации с бумажного носителя (источник: фотография на бумажном носителе) в цифровой формат путем сканирования в целях последующей передачи в подразделение таможни, которое будет осуществлять хранение и формирование фотоархива.

Обобщенное хранение фотоснимков (видеозаписей) в цифровом формате осуществляется на сервере регионального таможенного управления (или таможни, непосредственно подчиненной ФТС России) с возможностью общего доступа в режиме чтения к фото- (видеоархиву). В случае отличия мест декларирования и проведения таможенного досмотра (фактического нахождения) товаров хранение фотоснимков (видеозаписей) в цифровом формате производится одновременно на серверах регионального таможенного управления, в регионе деятельности которого осуществлялось декларирование товаров, и регионального таможенного управления, в регионе деятельности которого осуществлялся таможенный досмотр товаров и транспортных средств международной перевозки.

Сбор, обработка информации и обновление баз данных фото- и видеоархива осуществляется подразделениями информационно-технических служб таможен.

Хранение фотоснимков (видеозаписей) должно быть организовано логично (с использованием древовидной структуры папок (каталогов) с обеспечением привязки фотоснимка (видеозаписи) к номеру декларации на товары, в отношении которых проводился таможенный досмотр, и возможности оперативного доступа к необходимым фотоснимкам (видеозаписям).

Для хранения фотоснимков (видеозаписей) создаются базы данных фотоснимков (видеозаписей) для обеспечения осуществления выборок по ключевым критериям (например, дата досмотра, таможенный орган, наименование участника внешнеэкономической деятельности, в отношении которого проводился досмотр, номер таможенной декларации либо номер АТДО).

Не допускается редактирование графической части фотоснимков (видеозаписей), в том числе внесение любых изменений в свойства файла, за исключением изменения имени файла, ключевых слов, комментариев и размерности графической части фотоснимка (видеозаписи). Неизменность содержимого фотоснимков (видеозаписей) обеспечивается наложением электронной подписи должностного лица, добавившего фотоснимок (видеозапись) к АТДО.

3.5. Действия должностных лиц таможенных органов при выявлении в ходе таможенного досмотра фактов недостоверности заявленных сведений, а также признаков нарушения таможенного законодательства

3.5.1. В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра факта недостоверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

3.5.2. При выявлении в ходе таможенного досмотра фактов несоответствия фактических характеристик, количества либо сведений о товарах (наименование, страна происхождения, изготовитель и др.) сведениям, имеющимся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр, данные факты отражаются в АТДО.

3.5.3. В случае если выявленные расхождения могут указывать на наличие признаков правонарушений (преступлений), ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2014, N 11, ст. 1098) (далее — КоАП России) либо Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2013, N 6, ст. 556) (далее — УК России), однако полностью проверить данные факты при установленных характеристиках таможенного досмотра не представляется возможным, должностное лицо, выявившее несоответствие, незамедлительно подготавливает докладную записку начальнику таможенного поста, в которой указываются признаки недостоверности заявленных сведений о товарах, обоснование необходимости увеличить объем и изменить степень таможенного досмотра, а также иные предложения по характеристикам таможенного досмотра. Увеличение объема таможенного досмотра производится путем применения соответствующего профиля риска.

При этом должностное лицо, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, незамедлительно обеспечивает внесение в поручение соответствующих исправлений либо дополнений с указанием даты и времени внесения таких исправлений (изменений).

3.5.4. При выявлении в результате таможенного досмотра признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле должностное лицо, проводившее досмотр, незамедлительно после окончания таможенного досмотра и фиксации выявленных фактов в АТДО принимает меры, предусмотренные КоАП России и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2014, N 6, ст. 558).

3.6. Средства идентификации

3.6.1. На транспортные средства, грузовые отсеки транспортных средств, грузовые места, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары, на сами товары, находящиеся под таможенным контролем, должностные лица, осуществляющие таможенный досмотр, могут накладывать средства идентификации (пункт 1 статьи 109 Кодекса).

3.6.2. При обнаружении в результате таможенного досмотра признаков правонарушений или преступлений средства идентификации накладываются при необходимости обеспечения неизменности состояния товаров и транспортных средств, защиты их от подмены.

3.6.3. Для осуществления контроля за наличием и состоянием средств идентификации в поручении и АТДО указываются сведения об их количестве, типе, номерах пломб, печатей, нанесенной цифровой, буквенной и иной маркировке, идентификационных знаках, проставленных штампах, взятых пробах и образцах, описаниях товаров, составленных чертежах, изготовленных масштабных изображениях, фотографиях, иллюстрациях, использовании товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

3.6.4. В случае изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации должностным лицом таможенного органа составляется акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации по форме, утвержденной Решением Комиссии, и прикладывается к АТДО.

IV. Оформление результатов проведения таможенного досмотра

4.1. Результаты таможенного досмотра фиксируются в АТДО в соответствии с Особенностями заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) (приложение N 3 к Временной инструкции) незамедлительно после окончания фактической проверки товаров.

4.2. АТДО составляют должностные лица, проводившие таможенный досмотр, по форме, утвержденной Решением Комиссии.

4.3. Если при таможенном досмотре присутствуют представители других контролирующих государственных органов или должностные лица ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, сведения о них вносятся в АТДО как о присутствующих лицах. Допускается передача данным лицам копий АТДО.

4.4. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, а результаты такого досмотра были распространены на все такие товары, указанные в таможенной декларации, и при этом декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, до получения второго экземпляра АТДО мотивированно считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары, и требует проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, изменяет объем и степень таможенного досмотра в поручении на таможенный досмотр, которые согласно требованиям лица, уполномоченного в отношении товара, позволят полностью установить фактические сведения о всех предъявленных товарах с учетом требований пункта 3.1.5 Временной инструкции. При этом новый АТДО не составляется.

4.5. После проведения таможенного досмотра (осмотра) уполномоченные должностные лица осуществляют заполнение электронной копии АТДО.

Электронная копия АТДО заполняется путем внесения уполномоченным должностным лицом сведений из поручения на досмотр (если составлялся) и АТДО с результатами проведения фактического контроля в соответствующие поля электронной копии АТДО с помощью штатных программных средств, включенных в Фонд алгоритмов и программ ФТС России.

Перечень сведений, определяющих структуру электронной копии акта таможенного досмотра (осмотра) (АТДО), содержится в приложении N 4 к Временной инструкции.

4.6. В случаях использования аттестованных методов (методик) измерений при проведении таможенного досмотра в АТДО вносится информация о примененном(ой) аттестованном(ой) методе (методики), по которой производилось определение количественных показателей, расчет и его результаты.

4.7. В случаях установления в процессе таможенного досмотра при выборочном взвешивании фактического веса товаров расчетным способом должностным лицом, проводившим таможенный досмотр, указываются в АТДО расчет и его результаты.

4.8. В АТДО обязательно указываются следующие сведения:

— об упаковке и (или) маркировке, клеймах, товарных знаках, артикулах, номерах заказов (лотов), знаках соответствия, идентификационных знаках, свидетельствующих о стране происхождения товаров, нанесенных на групповую упаковку, на отдельные упаковочные единицы и (или) имеющихся непосредственно на товарах;

— о производителе товаров;

— об отправителе и получателе товаров, номерах заказов и других сведениях о поставке товаров;

— о виде (способе) упаковки товаров, количестве товара в упаковке в случае размещения товаров последовательно в нескольких упаковках;

— о наличии или отсутствии внешних повреждений товаров, их упаковки с описанием имеющихся повреждений;

— о количестве наименований товаров и количестве товаров каждого наименования (допускается устанавливать количество товаров каждого наименования расчетным путем);

— о цвете, материале, размерах, физико-технических, температурных и весовых характеристиках товаров каждого наименования и иные сведения, установленные в ходе проведения таможенного досмотра.

4.9. В случае когда таможенный досмотр проводится на основании информации о возможном нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, полученной с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (далее — ИДК), в АТДО необходимо указать сведения о том, какие именно товары находились в той части грузового отсека транспортного средства, которая отмечена оператором ИДК как возможное местонахождение незаявленного товара.

4.10. При фиксировании результатов таможенного досмотра к АТДО прикладываются:

— образцы маркировки, имеющейся на упаковке товаров, этикетки, ярлыки и другие средства идентификации товаров (в случае невозможности реализации указанного действия по объективным причинам (например, отсутствие физической возможности отделения ярлыков от товара) к АТДО прикладываются фотографии маркировки, имеющейся на упаковке товаров, этикеток, ярлыков и других средств идентификации товаров);

— фотоматериалы таможенного досмотра (дополнительно допускается приобщение цифрового носителя этих материалов);

— видеоматериалы таможенного досмотра;

— иные документы, оформленные в ходе проведения таможенного досмотра и имеющие к нему отношение.

Все приложенные к АТДО документы и сведения, содержащиеся на бумажном носителе, являются неотъемлемой частью АТДО, перечисляются в графе «К акту прилагаются:» АТДО и визируются должностным лицом, проводящим таможенный досмотр.

Иные материалы, не содержащиеся на бумажном носителе, являются неотъемлемой частью АТДО и фиксируются в описи документов и предметов (составленной в произвольной форме), прилагаемых к АТДО.

Копии документов, подтверждающих полномочия и (или) удостоверяющих личность специалистов, должностных лиц таможенных органов и (или) иных контролирующих органов, участвующих или присутствующих при таможенном досмотре, в том числе заявления иных лиц, присутствующих при таможенном досмотре, подлежат хранению в таможенном органе, в котором проводился таможенный досмотр.

4.11. После фиксирования результатов таможенного досмотра должностное лицо, зарегистрировавшее поручение, заполняет соответствующие графы журнала.

Результаты таможенного досмотра, а также поручение и докладная записка с резолюцией должностного лица, принявшего решение о проведении таможенного досмотра, передаются должностному лицу, осуществляющему проверку сведений, заявленных в таможенной декларации, и документов, прилагаемых к ней (далее — документальный контроль), либо его начальнику или лицу, его замещающему, не позднее 10 минут с момента завершения заполнения АТДО.

В случае значительной территориальной удаленности места проведения таможенного досмотра (не позволяющей выполнить в установленные сроки положения предыдущего абзаца) допускается передача АТДО должностному лицу, осуществляющему документальный контроль, либо его начальнику или лицу, его замещающему, по оперативным каналам связи либо путем обмена формализованными сообщениями (при этом осуществляется контроль его получения с использованием телефонной связи). Оформленный в установленном порядке АТДО на бумажном носителе не позднее 1 часа с момента пересылки передается лицу, осуществляющему документальный контроль, либо его начальнику или лицу, его замещающему.

4.12. После проведения таможенного досмотра хранение АТДО и поручения осуществляется со всеми приложенными к ним документами и совместно с другими таможенными документами, оформляемыми при соответствующей таможенной процедуре, в соответствии с установленным порядком комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив таможенного органа.

4.13. В АТДО (в свободных строках оборотной стороны АТДО) вместо сведений о товарах, указанных в пункте 4.8 Временной инструкции, вносится запись «Досмотрено. Соответствует документам:» с перечислением реквизитов документов, имеющихся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр (в том числе указанных в поручении на таможенный досмотр), в случае одновременного соблюдения следующих условий:

— при наличии в графе «Сокращенное содержание акта» раздела «Таможенный досмотр» профиля риска, на основании которого проводится таможенный досмотр, кода «01» («допускается составление описательной части АТДО (результатов таможенного досмотра) в сокращенной форме»);

— должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, с учетом его должностных обязанностей, а также имеющихся документов и сведений не выявлено нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и расхождений в сведениях о товарах, указанных в документах, по сравнению с фактически установленными сведениями.

В данном случае в электронной копии АТДО поля со сведениями о товарах (разделы «АТДО — сведения о товарах», «АТДО — сведения об упаковках» в соответствии с приложением N 4 к Временной инструкции) не заполняются и указывается признак составления описательной части АТДО в сокращенной форме.

Отметка о возможности составления описательной части АТДО (результатов таможенного досмотра) в сокращенной форме вносится в поручение на таможенный досмотр.

Если основанием для проведения таможенного досмотра являются несколько профилей рисков, из которых хотя бы один не допускает составление описательной части АТДО (результатов таможенного досмотра) в сокращенной форме (в графе «Сокращенное содержание акта» раздела «Таможенный досмотр» профиля риска указан код «99»), то положения абзаца первого настоящего подпункта не применяются.

V. Заключительные положения

5.1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля установлено статьей 105 Кодекса.

5.2. В случае невыполнения законных требований должностных лиц таможенных органов, а также совершения других действий, препятствующих выполнению возложенных на них обязанностей по проведению таможенного досмотра, должностные лица таможенных органов в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При выявлении в ходе проведения таможенного досмотра признаков административных правонарушений (преступлений), производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

5.3. Организация проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами в сопровождаемом багаже, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным иным правовым актом.

5.4. При наличии технической возможности вместо докладной записки, составление которой предусмотрено подпунктами 2.1.2, 3.5.3 Временной инструкции, должностное лицо с использованием штатного программного средства, в котором записи и решения заверяются электронной подписью, формирует и передает должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о проведении таможенного досмотра, информационное сообщение.

5.5. При осуществлении таможенного досмотра в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется в электронной форме, лицо, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, обеспечивает распечатывание первого листа декларации на товары, поданной в электронной форме, на листах бумаги формата A4 по форме декларации на товары и прикладывает к ней все документы, составление (наличие) которых предусмотрено Временной инструкцией.

Хранение распечатанных копий деклараций на товары, поданных в электронной форме, и приложенных к ней документов осуществляется в порядке, определенном приказом ФТС России от 7 декабря 2007 г. N 1515 «Об утверждении Порядка комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив таможенного органа» (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 25 августа 2008 г. N 1040).

5.6. Порядок действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного досмотра (осмотра) некоторых видов транспортных средств (таможенного досмотра (осмотра) автомобильного транспортного средства, таможенного осмотра железнодорожного транспортного средства, таможенного осмотра водного судна, таможенного осмотра воздушного судна, таможенного досмотра (осмотра) контейнера) определен приложением N 5 к Временной инструкции.

 Первый заместитель

начальника Управления рисков

и оперативного контроля —

начальник службы анализа

и управления рисками

В.А.Бышовец

 Приложения

 Источник: TKS.RU

02 июня 2014

Метки: , , ;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)