Таможенный представитель (брокер)

Поставить галочку и забыть?

Виталий Сурвилло, руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования», выступая на очередном заседании Совета ТПП России по таможенной политике, обратился к предпринимательскому сообществу за поддержкой в связи с необычной ситуацией в отношении этого документа

Сегодня с дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования» сложилась довольно странная ситуация. В качестве окончательного срока ее реализации установлен 2018 год, но руководством страны было дано указание ускорить процесс, и теперь принято решение исполнить все запланированные в дорожной карте мероприятия до конца 2015 года, хотя и бизнес, и ФТС осознают, что это невозможно. Поэтому сейчас никто не понимает, что будет дальше и будет ли дорожная карта выполнена вообще. В аппарате правительства идут совещания по мониторингу выполнения запланированных в дорожной карте мероприятий. На сегодня из 59 пунктов ДК официально считаются выполненными 39, невыполненными – 6 и в процессе исполнения – 14. В основном дискуссия идет по тем пунктам, которые рабочая группа АСИ признала невыполненными, нас упрекают в необоснованности занятой позиции. И нам очень сложно отстаивать свою позицию без консолидированной поддержки со стороны предпринимательского сообщества.

Напомню, какие пункты ДК считаются невыполненными.

Пункт 8 – «Внедрение необходимых программно-технических средств, обеспечивающих использование предварительной информации, в том числе в целях применения системы управления рисками, государственным органами, осуществляющими государственный контроль в автомобильных пунктах пропуска» (срок исполнения – декабрь 2014 года). Рабочая группа считает этот пункт невыполненным, ссылаясь прежде всего на то, что Россельхознадзор и Роспотребнадзор не используют на самом деле предварительную информацию, которая им, возможно, и направляется. Для ее использования они просили резко расширить перечень сведений, указываемой в ПИ, но бизнес отказался это делать. И нас убеждают, что этот пункт должен быть признан выполненным, потому что сами технические средства внедрены, другое дело, что ими не пользуются. Формулировка способа реализации этого пункта записана как «правовые акты федеральных органов исполнительной власти», и технологические карты межведомственного взаимодействия действительно разработаны, но ожидаемый результат, которого добивался бизнес, не достигнут: чтобы предварительная информация, которая направляется участниками ВЭД, поступала не только в таможенные органы, но и в другие контролирующие ведомства и соответственно в рамках разработанных СУР принималось предварительное решение на ее основе. Это явно не работает, но рабочей группе сложно возражать, нужны факты, конкретные примеры от участников ВЭД.

Не выполнен также пункт 13 об удаленном выпуске товаров – «Обеспечение права декларантов подать таможенную декларацию на товары в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров» (срок исполнения – январь 2014 года). Признанию его выполненным препятствуют приказы и телетайпограммы ФТС о т.н. «связках», ограничивающих право участников ВЭД задекларировать товары на любом таможенном посту (груз, который приходит, скажем, из региона деятельности СЗТУ, может быть задекларирован только на определенных нормативным актом ФТС таможенных постах). В позиции таможенной службы есть своя логика: по мнению ФТС, нельзя допустить, чтобы участник ВЭД, находящийся, скажем, в Москве, декларировал в Якутии груз, который пришел из Латвии. Но пункт дорожной карты сформулирован именно так – обеспечить право участников ВЭД задекларировать товары на любом таможенном посту. Хотелось бы понять: есть здесь реальная проблема или нет? Может быть, такое ограничение не составляет проблемы для бизнеса? Неудобство для предпринимателей мы видим в том, что в случае судебного разбирательства будут некие издержки, поскольку придется из Москвы ехать на Северо-Запад или Дальний Восток и т.д. и на месте разбираться. Если это настолько серьезно или есть другие опасности для бизнеса, просьба к участникам ВЭД представить обоснования. Так как формально система удаленного выпуска работает.

Следующий невыполненный пункт – п. 36 «Переход к электронной ветеринарной сертификации в торговле с третьими странами по мере их готовности, создание средств автоматизированной проверки документов, представляемых в целях ветеринарного контроля в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза и вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза» (срок исполнения – февраль 2014 года) – можно пропустить, потому что он в большой степени зависит от готовности иностранных партнеров к электронной сертификации . Может быть, Россельхознадзор не очень оперативно продвигает это процесс и пока ни с одним государством он не реализован, но ФТС здесь точно не при чем.

Наболевший вопрос связан с пунктом 48 – «Подготовка предложений о переносе сроков уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров» (срок исполнения – январь 2015 года). Все федеральные органы исполнительной власти, включая ФТС, Минфин и Минэкономразвития, пришли к выводу, что этого делать не надо, поскольку такой перенос чреват большими рисками. По мнению рабочей группы, в условиях сегодняшних технологий больших рисков нет, мы не верим в истории о том, что груз после выпуска сразу исчезнет, к тому же мы считаем, что существующие возможности выпуска без уплаты таможенных платежей ограничены и дорогостоящи. Меры обеспечения в этом случае неоправданно завышены – выпуск товаров под обеспечение обходится очень дорого. Но как бы то ни было, пункт сформулирован таким образом – подготовка предложений относительно этой концепции, и госорганы, в том числе Минэкономразвития, настаивают на признании его выполненным, рабочая группа колеблется, нужна точно сформулированная позиция бизнеса по 48-му пункту. Если предприниматели настаивают на сохранении этого пункта, они должны представить обоснованные аргументы, почему их не устраивает существующая система. Ведь, как отмечает ФТС, и сейчас можно осуществить уплату таможенных платежей после выпуска товаров, другое дело – каким образом это делается.

Во исполнение следующего пункта – п. 62 «Смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров» (срок реализации – январь 2015 года) – был выпущен приказ ФТС России от 30 июня 2014 года № 1236, которым утвержден Временный порядок планирования таможенных проверок в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства. Но, по мнению экспертов, этот приказ не ведет к желаемому результату, мы хотим добиться выпуска товаров в течение четырех часов после регистрации декларации (правда, в отношении товаров, которые не подпадают под СУР). Пока мы считаем этот вопрос не решенным, но крайне сложно доказать «невыполненность» данного пункта.

Последний невыполненный пункт – п. 69 о дополнительных социальных гарантиях (включая оплату труда) должностным лицам таможенных органов – сложно отстаивать, когда сама ФТС смирилась с неуступчивостью Минфина и Минтруда в этом, на наш взгляд, чрезвычайно важном вопросе.

Однако остаются вопросы и по как бы выполненным мероприятиям, которые очень волнуют бизнес, скажем, пункт 30 – реализация пилотного проекта по сокращению срока совершения в морских (речных) пунктах пропуска таможенных операций, включая выпуск и оформление транзита, в течение времени, необходимого для разгрузки. На основании отчета ФТС о том, что эксперимент проведен успешно, мы признали пункт выполненным. Но, с другой стороны, по мнению участников ВЭД, не было ни одного раза, когда таможенный контроль осуществлялся в течение времени разгрузки судна.

Вообще морская тематика дорожной карты остается наиболее тревожной. Пункт 19 дорожной карты предусматривает разработку плана по улучшению ситуации в морских портах. Несмотря на полтора года задержки план-то Минтрансом был разработан и утвержден правительством. Значит, утверждают, чиновники, пункт выполнен. Однако сам этот план предполагает разработку определенных мер (всего он включает 20 пунктов), и благодаря поддержке Минэкономразвития и Администрации Президента было принято решение о включении всех пунктов плана в дорожную карту. Однако какой смысл включать эти 20 пунктов с крайне расплывчатыми сроками (2014-2018 годы) в дорожную карту, если уже к концу 2015 г. мы должны ее завершить? В итоге пункт 19 висит тяжким бременем на карте, и я понимаю ФТС, не желающую отвечать за все эти 20 подпунктов, в действительности к ней не всегда относящиеся.

И точно такая же ситуация с другим вопросом: поскольку время не стоит на месте, правительство приняло решение дать возможность бизнесу разработать дополнительные пункты в дорожную карту, что и было сделано. Эти дополнительные пункты (сначала их было 27, потом 20, сейчас осталось 15) очень важны, в том числе они касаются транзита, но опять же непонятно, как их включать в дорожную карту, если к концу 2015 г. она должна закончиться. Каков будет статус тех пунктов, которые должны быть исполнены позже 2015 года, кто будет контролировать их реализацию? Мне кажется, необходимо убедить руководство страны в том, что таможенная дорожная карта не должна завершиться к концу 2015 года. Да, почти все законы, которые планировалось принять в связи с выполнением ДК, приняты (и надо сказать, ФТС активно их продвигала), но не хотелось бы, чтобы с окончанием процесса законотворчества были закрыты все мероприятия дорожной карты, поскольку, на мой взгляд, она оказалась довольно действенным (хотя и создающим головную боль органам государственной власти) механизмом реформирования и совершенствования таможенного администрирования. За время ее реализации было принято много действительно полезных вещей. И я просил бы бизнес подключиться к разрешению возникшей ситуации и высказать свое мнение.

Источник: tks.ru

06 апреля 2015

Метки: , ;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)