Таможенный представитель (брокер)

Предварительное информирование на море: За и Против

ие межведомственной рабочей группы Минтранса и ФТС России по вопросам взаимодействия при осуществлении государственного контроля международных морских и речных перевозок.

Интерес к морской тематике не случаен. Тема работы государственных служб в морских пунктах пропуска каким-то невероятным образом оказалась затронута в Дорожной карте по совершенствованию таможенного администрирования, одобренной Президентом и утвержденной Правительством РФ в июне т.г. Поскольку ответственным за исполнение этого пункта Дорожной карты было определено Министерство транспорта, таможенники не сильно упирались по поводу этого пункта. Руководство Минтранса, будучи убежденным, что в зоне их ответственности все выглядит более-менее пристойно, тоже не особо волновалось. До той поры, пока руководитель рабочей группы по разработке ДК Виталий Сурвилло не заявил прямо перед председателем Правительства Д. Медведевым, что ситуация в морских портах «прямо аховая».

Последовавшая затем череда мероприятий, проведенных Минэком, Минтрансом, ФТС с участием разных категорий заинтересованных лиц, показала, что ситуация сродни анекдоту про суслика: вроде бы проблемы есть, но никто их в упор не видит. Во всяком случае, план мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, над разработкой которого Минтранс трудился почти 3 месяца, и в конечном итоге представленный в Правительство РФ в рамках реализации Дорожной карты в начале октября, состоял всего лишь из… 8 пунктов.

Одним из них предусмотрено внедрение предварительного информирования на морском транспорте уже в ноябре т.г. Ноябрь уж на дворе, но о планах ФТС известно лишь то, что проект «Инструкции об особенностях осуществления отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза морским (речным) транспортом, с использованием предварительной информации» в целом разработан, а в 2013 году планируется ввести принцип обязательности ПИ на море.

Введение такого принципа при осуществлении автоперевозок в июне т.г. показало, что существенных изменений, связанных с ускорением процесса прохождения границы, не произошло, да даже теоретически не могло произойти. На указанном выше совещании прозвучала просьба к таможенникам не торопиться с таким решением в отношении морских пунктов пропуска. С этим трудно спорить.

Принципиально ФТС, надо сказать, совершенно справедливо разделяет ПИ на товары и ПИ, представляемую в отношении судна. По второй более-менее понятно: состав сведений определен ст.159 ТК ТС. Там есть о чем поговорить, но эта часть таможню волнует не очень, поскольку сведений о товарах там ноль.

А вот с товарной частью все непросто. В своем проекте приказа ФТС возлагает обязанность ее представления на некое «заинтересованное лицо». Этот термин отличается от того определения, данного в ст.4 ТК ТС и выглядит так: «Заинтересованное лицо – любое лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза морским (речным) транспортом и обладающее информацией о товаре, в том числе отправитель, получатель, экспедитор, декларант». Однако это лукавство не позволяет обойти главный затык: ПИ можно представить лишь в рамках 158 статьи Кодекса, в которой речь идет об уведомлении о прибытии. А эта операция осуществляется лишь перевозчиком, который необходимой информацией не располагает в силу особенностей морских перевозок. Возложить обязанность представления ПИ на иное «заинтересованное лицо» — заранее обречь себя на неудачу. Сложная цепочка взаимоотношений (перевозчик – агент – стивидор – экспедитор – таможенный представитель – получатель) предполагает много вариантность, и как следствие, безответственность за предоставление сведений.

Вывод напрашивается сам собой: отказаться от товарной ПИ, как таковой, и вспомнить следующее. После прибытия в порт и разгрузки, товары неизбежно помещаются под одну из таможенных процедур, самыми распространенными среди которых являются выпуск для внутреннего потребления и таможенный транзит. Для процедуры таможенного декларирования есть хорошо зарекомендовавшая себя форма предварительного декларирования (ст.193 ТК ТС), существующая в российской таможенной практике еще со времен Кодекса 1993 года. Правда, стоит отметить, что процент использования ее невелик. С одной стороны, таможенники не любят тратить время на обработку груза, который еще не пришел, с другой – декларанты, а особенно таможенные представители, опасаются, что во время пути с товаром что-то могло произойти. Еще минус – заблаговременная уплата платежей и русская привычка откладывать все на последний день. Думается, что найдя несложные компромиссные решения, можно хоть завтра получать предварительную информацию в нужном объеме, которую легко обработать действующими программными продуктами на предмет рисков, нежели строить с нуля тяжелый и неэффективный механизм предварительного информирования.

Источник: ПРОВЭД

10 ноября 2012

;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)