Предварительное информирование на воздушном транспорте: первые итоги
Предварительное информирование на воздушном транспорте: первые итоги
С 1 апреля 2017 года введена процедура обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом. В Пулковской таможне подвели первые итоги исполнения авиаперевозчиками решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 декабря 2015 года № 158, регламентирующего ее внедрение.
Напомним, что введение обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте стало третьим шагом на пути к представлению предварительной информации в отношении всех видов транспортных средств международных перевозок. Следует напомнить, что в отношении автомобильного транспорта обязательное предварительное информирование действует с 17 июня 2012 года, в отношении железнодорожного – с 1 октября 2014 года. Предварительная информация о ввозимых товарах представляется авиаперевозчиком таможенному органу государства — члена ЕАЭС, в регионе деятельности которого расположено место прибытия товаров, перевозчиком, осуществляющим ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом, или иным лицом, действующим от имени и по поручению этого перевозчика.
Первыми результатами работы, связанными с обязательным предварительным информированием о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом поделился начальник Пулковского таможенного поста старший лейтенант таможенной службы Павел ТЕНЬКОВ:
— Пулковская таможня начала подготовку к введению обязательно предварительного информирования задолго до 1 апреля 2017 года. Шаги, предпринятые таможенным органом с целью безусловного выполнения решения коллегии ЕЭК, включали не только направление письменных уведомлений, но и проведение ряда рабочих встреч с представителями авиакомпаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в регионе деятельности Пулковской таможни, а также представителями разработчиков программного обеспечения. Тематикой встреч был охвачен весь круг вопросов, связанных с применением процедуры обязательного предварительного информирования.
В целом среди участников ВЭД есть понимание, что решение коллегии ЕЭК обязательно для исполнения. Направление предварительной информации в отношении 100% грузов обеспечено авиаперевозчиками «KLM» «Emirates», « Псковавиа». Близки к 100% подаче предварительных сведений авиакомпании «Lufthanza», «AirFrance» «British Airwais», «SAS», «Uzbekistan airwais».
С 1 по 16 апреля из 375 воздушных судов международных сообщений с применением технологии предварительного информирования таможенным органом было обработано 333, что составило 88 % всех воздушных судов, которые осуществляли перемещение грузов в регионе деятельности Пулковской таможни.
При этом остается ряд авиакомпаний, которые никак не отреагировали на требования решения комиссии ЕЭК. В настоящее время в отношении товаров, перемещаемых такими авиаперевозчиками, применяется система управления рисками.
О преимуществах подачи предварительного информирования о товарах, ввозимых воздушным транспортом на таможенную территорию ЕАЭС, рассказал заместитель начальника службы Департамента наземного обеспечения и перевозок АО «Авиакомпания «Россия»» Сергей Марычев. Следует отметить, что авиакомпания «Россия» приняла самое активное участие по использованию перспективной таможенной технологии по применению предварительного информирования. С момента ведения в действие требования процедуры, соответствующая информация в таможню поступила в отношении 68 воздушных судов авиакомпании.
— Технология предварительного информирования позволила перевести взаимодействие перевозчика с таможенным органом в режим «онлайн» – говорит С. Марычев, — Наблюдается снижение сроков обработки воздушных судов, перемещающих грузы международными рейсами.
Опыт показывает, что представление предварительной информации о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию ЕАЭС способствует сокращению времени совершения таможенных операций, что для нас как авиаперевозчика очень важно. По откликам грузополучателей можно сделать вывод о существенном ускорении таможенного оформления.
В свою очередь, это позволит авиаперевозчику сократить период обслуживания воздушного судна и время его нахождения на земле. Безусловно, это позволяет спрогнозировать увеличение количества ежедневных рейсов при составлении расписания на следующий период.
Сегодня у международных авиаперевозчиков существует несколько способов подачи предварительной информации. Во-первых, представители авиакомпаний имеют возможность подачи предварительной информации через «Личный кабинет участника ВЭД» (раздел «Предварительное информирование»). В данном разделе размещены методические материалы, разъясняющие условия представления предварительной информации в таможенные органы, порядок заполнения сведений в предварительном уведомлении. Данный сервис является бесплатным и при его использовании не требуется наличие электронной подписи.
Второй вариант предполагает направление участниками ВЭД предварительной информации с помощью собственных информационных систем в электронной форме, прошедших аккредитацию в ФТС России. На сайте таможенного ведомства представлен реестр свидетельств о проведении испытаний программного обеспечения информационных систем, предназначенных для представления участниками ВЭД сведений в электронной форме.
Также информацию можно направить непосредственно в таможенный орган через представителя авиаперевозчика.