24 января после принятия верительных грамот новых послов 19 иностранных государств, Президент России Владимир Путин заявил, что ожидает завершения переговоров с Новой Зеландией по заключению соглашения о свободной торговле с Таможенным Союзом.
«Рассматриваем Новую Зеландию как важного партнера России в работе на азиатско-тихоокеанском направлении. Наши отношения развиваются по нарастающей. Среди приоритетов — завершение переговоров о заключении соглашения о свободной торговле между государствами-участниками Таможенного союза и Новой Зеландией и подготовка визита премьер-министра Ки», — сказал Путин. Первые контакты между странами-членами Таможенного Союза и Новой Зеландией восходят к июню 2010 года, но в ноябре 2010 года российский президент Медведев и новозеландский премьер-министр Джон Кей начали официально переговоры о вступлении страны майори в Таможенный Союз. По мнению министра торговли Новой Зеландии Тим Гросер, «Соглашению по зоне свободной торговли с Таможенным союзом позволит развивать не только тихоокеанскую интеграционную зону. Уникальное экономическо-географическое положение России, Белоруссии и Казахстана позволяет квалифицировать эти три страны как своего рода экономический и транзитный «мост» в регион Евросоюза, который является важнейшим торговым партнером и Новой Зеландии, и стран ТС. Кроме того, упомянутое соглашение укрепит позиции всего Таможенного союза в экономике Тихоокеанского бассейна».
Экономика, внешняя торговля Новой Зеландии, ее потенциал по экспорту капиталовложений и современных технологий — важнейшие факторы южного «полюса» тихоокеанской интеграции, в которой участвует и Российская Федерация. А предстоящее соглашение с Таможенным союзом, выгодное обеим сторонам, существенно расширит рамки этой и без того крупной интеграционной зоны.
Тим Гросер пояснил также, что формирование зоны свободной торговли позволит в разы увеличить взаимные торговлю, инвестиции, обмен современными технологиями: «Это уже подтверждает динамика торговли Новой Зеландии со странами, с которыми у нее имеется свободная торговля. Скажем, с Австралией, странами Юго-Восточной Азии, Китаем. Россия, располагая крупными финансовыми ресурсами, сможет использовать их в рамках такой зоны для создания совместных с Новой Зеландией производств — в сельском хозяйстве, пищевых отраслях, энергетике, сфере медицины, природопользовании. И в то же время РФ увеличит экспорт своей продукции, причем не только сырьевой. Также Новая Зеландия заинтересована в сотрудничестве с российским энергетическим бизнесом. Особенно в разведке и освоении новых новозеландских нефтегазовых месторождений». В рамках свободной торговли возможен рост поставок в Новую Зеландию российского зерна, ряда иных экспортных товаров всех стран Таможенного союза. Говоря о внешнеэкономической политике Веллингтона в Тихо океанском регионе, в регионе Таможенного союза и перспективах отношений с Россией, Тим Гросер подчеркнул, что, «хотя обе стороны за открытость нацрынков для взаимных товаров и инвестиций, объемы экономических связей Новой Зеландии с ТС пока многократно ниже, в сравнении с уровнем ее связей с большинством других тихоокеанских стран». Эту диспропорцию призвана устранить зона свободной торговли с Таможенным союзом. Также для России Соглашение с Новой Зеландией это важный шаг в развитии Дальневосточного региона страны. Соглашение с Новой Зеландией будет первым внешнеэкономическим документом ТС с дальним зарубежьем: это имеет и политическое значение, в том числе для Новой Зеландии. К российско-новозеландским переговорам по зоне свободной торговли «присматривается» все большее число стран. Потому можно предположить, что их успешное завершение станет, скорее всего, моделью для аналогичных договоренностей многих стран с Россией и Таможенным союзом в целом. Отметим, что на разных стадиях находиться работа по созданию зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), куда входят такие развитые страны, как Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн. А также с блоком АСЕАН, Египтом, Монголией, Индией, Чили, Израилем и другими государствами.