Таможенный представитель (брокер)

Шаг вперед – два шага назад

На прошедшей в Москве конференции «Таможня 2015: эффективное взаимодействие с бизнесом», организованной медиахолдингом РБК, эксперты обсудили проект нового Таможенного кодекса и наиболее острые вопросы таможенного администрирования

Дмитрий Некрасов, директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, рассказывая о новеллах проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, проходящего сейчас процедуру внутригосударственного согласования, выразил удивление в связи с некоторыми замечаниями бизнес-сообщества, информацию о которых получили разработчики, хотя официально поправки от российской стороны в ЕЭК еще не поступили.

Одно из них касается заложенной в проекте нового кодекса возможности подавать таможенную декларацию без сопроводительных документов. Предприниматели, которые раньше этого добивались, вдруг заявили, что им такая возможность не нужна. Второе неожиданное для разработчиков кодекса возражение от бизнеса связано с предусмотренным в ТК ЕАЭС автоматическим выпуском. «Идея заключается в том, что из поступающих деклараций система управления рисками отбирает требующие тщательной проверки и выдает соответствующие рекомендации, – пояснил Дмитрий Некрасов. – Если таких рекомендаций не поступило, информационная система автоматически выпускает декларацию и присылает ее декларанту со штампом: выпуск разрешен. Понятно, что это очень сложный шаг (поскольку нужно перенастраивать СУР и ответственность от конкретного инспектора переходит на тех, кто формирует систему управления рисками, закладывает туда алгоритмы выбора декларации), но, не совершив его, мы не сможем двигаться дальше».

Позицию бизнеса озвучила Галина Баландина, руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов: «Вероятно, на каком-то этапе произошла подмена понятий. Вопрос не в том, что бизнес настаивает на представлении документов, а в том, что отказ от их представления сопряжен с дополнительными требованиями к указанию сведений в таможенной декларации. Если декларант не представляет инвойс, он должен в таможенной декларации на артикульном уровне указать стоимость каждой единицы товара. Что проще: представить инвойс, которым таможенник при необходимости воспользуется или вручную из инвойса переносить сведения в таможенную декларацию, в ходе чего не исключен риск ошибок, ведь под одну товарную позицию может быть огромное количество модификаций товара.

В чем тогда состоит упрощение и зачем эта информация в таможенной декларации? Таможня говорит: для анализа рисков. Но, если по коду сработал риск, таможенник может посмотреть инвойс, бизнес готов его представлять. Таможенная декларация, инвойс, транспортный документ – это классический набор, который требует таможня во всех государствах. Получается почти по Ленину: шаг вперед – два шага назад. Шаг вперед сделан, но тут же обставлен такими дополнительными условиями, что надо еще взвешивать – это преимущество или дополнительное обременение».

Что касается автоматического выпуска, претензии предпринимателей относятся исключительно к формулировке нормы, которая им представляется некорректной с юридической точки зрения. «В проекте написано: выпуск товаров осуществляется информационной системой, – отметила Галина Баландина, – и у меня как юриста сразу возникает вопрос: к кому мне обращаться в случае, если мои права каким-то образом будут нарушены в процессе выпуска. К информационной системе?» Поэтому бизнес предложил свой вариант, хотя, по мнению Дмитрия Некрасова, и существующая редакция никоим образом не размывает ответственность таможенного органа, поскольку и сейчас участники ВЭД судятся не с конкретным инспектором, а с таможенным органом как юридическим лицом.

Галина Баландина привела еще ряд замечаний в адрес нового кодекса. Например, декларирование электронное, а на других этапах, предшествующих декларированию, предусмотрено использование исключительно бумажной технологии; в случае сбоя информационной системы декларант вправе подать декларацию в бумажном виде, однако выпуск товара все равно будет осуществлен только после того, как электронная система возобновит работу, и т.д.

В ближайшее время все предлагаемые российской стороной поправки будут направлены в ЕЭК, поскольку работа, которая велась на площадке РСПП с участием представителей бизнеса и госорганов, сейчас завершается. И, хотя не по всем позициям предпринимателям удалось договориться с чиновниками (эти вопросы будут вынесены на уровень руководства правительства), Федеральная таможенная служба, как подчеркнула Галина Баландина, на этот раз продемонстрировала удивительную договороспособность. Это мнение разделяет и Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России», руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования».

Он выразил благодарность ФТС России, конструктивность которой, по его словам, била все рекорды даже по сравнению с бизнесом. «Сделан громадный шаг вперед, – констатировал эксперт, – все испытали облегчение, осознав, что мы вместе готовы улучшать таможенное администрирование». Однако неизвестно, насколько будут учтены в итоге российские замечания, поскольку предстоят консультации с партнерами по союзу, а казахстанская сторона, как предупредил Виталий Сурвилло, готовит сюрприз. Если Россия собирается представить 90 поправок в проект кодекса, то Казахстан разработал 552 поправки, причем настолько радикальные, что даже у представителей российского бизнеса они вызывают смущение.

Дмитрий Некрасов пояснил, что замечания казахстанской стороны (текст которых неофициально в ЕЭК уже есть) делятся на три блока. Первый связан с реформой, которая проходит в РК (таможенная и налоговая службы объединяются в единый Комитет госдоходов), а также с тем, что налоговое регулирование по законодательству союза относится к национальному уровню, поэтому налоговые вопросы просят из кодекса исключить. Во втором блоке поправок предлагаются более четкие формулировки для таможенного транзита, а третий связан с принципом резидентства, отмена которого в ближайшее время не предполагается.

Виталий Сурвилло также доложил о сохраняющейся неопределенности с таможенной дорожной картой, которая должна быть завершена к концу этого года, отметив, что здесь дело доходит до несуразностей, в частности, рабочая группа получила письмо от Минэкономразвития с просьбой переформулировать 6 невыполненных пунктов ДК таким образом, чтобы можно было признать их реализованными.

Пессимистически эксперт оценивает и перспективы создания единого окна, поскольку представители Казахстана и Белоруссии настаивают на том, что это исключительно национальное дело и они будут сами разрабатывать свои системы. Естественно, возникает вопрос взаимодействия этих систем при перемещении товаров через несколько стран союза. Но и в России, как отметил Виталий Сурвилло, нет одинакового понимания единого окна, и созданная для его построения рабочая группа, сегодня, по мнению бизнеса, «занимается не тем, идет не в ту сторону и даже, такое впечатление, не представляет, куда надо идти».

Да и у бизнес-сообщества нет единой позиции: выяснилось, что у РСПП, «Опоры России» и Торгово-промышленной палаты РФ абсолютно разные подходы. Разность взглядов на единое окно наглядно продемонстрировало и обсуждение этого вопроса на конференции. Так, Дмитрий Некрасов, напротив, отметил очень хорошую работу аппарата российского правительства и, сопоставляя с ситуацией год назад, подчеркнул вовлеченность в этот процесс госорганов, которые «начали понимать, куда двигаться и что нужно делать».

Обстоятельный доклад о том, каким образом будет реализовываться разработка национальных единых окон и механизма их взаимодействия, представила Динара Секербаева, начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК. Запланировано до конца этого года собрать команду (на двух уровнях: наднациональном и национальном) и дать подробное описание эталонной модели единого окна, чтобы во всех странах-участницах было одинаковое понимание этого инструмента. В отличие от представителей бизнеса разработчики настроены весьма оптимистично: хотя план рассчитан шесть лет, предполагается уже в первом квартале следующего года представить обществу некий макет единого окна, чтобы наглядно показать, как выглядит модель будущего.

Из других вопросов, обсуждавшихся на конференции, особый интерес вызвали выступления представителей Управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России: Рустама Якубова и Татьяны Зыблевой, рассказавших о новых подходах в проведении постконтроля. Таможенная служба считает приоритетными два направления: борьбу со схемами уклонения от уплаты таможенных платежей и организацию профилактических проверок.

Из новшеств по первому направлению следует отметить переход таможенников от точечных проверок, в ходе которых анализировалась деятельность одного лица и определенной категории товаров, к комплексному подходу, когда учитываются взаимосвязанные факторы, включая результаты проверок декларирования идентичных товаров по всей отрасли либо по конкретной номенклатуре товаров. Кроме того, муссирующаяся в последнее время идея о маркировании некоторых категорий товаров идентификационными знаками получила практическое воплощение.

Как проинформировал Дмитрий Некрасов, на Совете ЕЭК в Астане был одобрен проект Соглашения о реализации в 2015-2016 гг. пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» (решение № 28 от 28 мая 2015 г.), который до 30 июня должен пройти внутригосударственное согласование, после чего документ будет подписан и вступит в силу.

Рустам Якубов объяснил причины этого решения: «С просьбой рассмотреть вопрос о маркировании этой группы товаров к нам обратилась одна из бизнес-ассоциаций. При проведении таможенных проверок мы сталкивались с такой ситуацией, когда некоторые недобросовестные операторы внутреннего рынка представляют заведомо ложные сведения о таможенном оформлении, то есть подбирают декларации под свой товар, изготавливают посредством фирм-однодневок поддельные счета-фактуры, и порой проверяющему, который видит, что его вводят в заблуждение, бывает сложно это доказать, в том числе в суде». Наличие маркировки, по мнению представителя ФТС, позволит уменьшить объем незаконного ввоза.

Источник: tks.ru

08 июня 2015

Метки: , , ;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)