Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни собрал представителей государственных контрольных органов, капитана морского торгового порта Усть-Луга, участников внешнеэкономической деятельности, чтобы наглядно ознакомить их с работой портала «Морской порт». Его создание в рамках научно-исследовательской работы по теме «Проведение исследований и разработка прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска» (НИР «Морской порт») осуществляет ФТС России. Одной из главных задач проведения НИР «Морской порт» является выработка общих принципов информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками бизнес-процессов в морских портах на основании современных технологических моделей и предложений по оптимизации действующих систем информационного взаимодействия. По мнению ФТС России, появление единого информационного пространства позволит прежде всего аккумулировать данные из различных источников, например от государственных контрольных органов, перевозчиков, организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочные операции в морском порту, администрации порта и т. д. На данном этапе проведения НИР «Морской порт» разработан прототип программных средств портала, обеспечивающий реализацию общих принципов информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками бизнес-процессов на основе WEB-технологий. В настоящее время в целях организации практической отработки концептуальных решений, реализованных в портале «Морской порт», проводится тестирование в морских пунктах пропуска. В пилотную зону данного проекта вошел Усть-Лужский таможенный пост. Основная мысль, которую на презентации озвучили разработчики, заключалась в том, что новшество позволит окончательно уйти от бумажных носителей и упростит подачу документов в государственные контрольные органы. От того, как будет работать в будущем портал «Морской порт», во многом зависит скорость оформления грузов, перемещаемых водным транспортом. В ходе дискуссии участниками встречи было обозначено достаточно много проблемных и актуальных вопросов, которые авторы обещали учесть в ходе работы по совершенствованию портала. Кроме Усть-Лужского таможенного поста, в соответствии с приказом ФТС России от 10.02.2014 № 196 на Северо-Западе тестирование прототипа портала «Морской порт» проводит таможенный пост Морской порт Калининград им. Н.С. Хазова Калининградской областной таможни. Оно продлится до 30 марта 2014 года. Предполагается, что в рамках эксперимента, наряду с совершенствованием технологии взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами за счет внедрения технологии предварительного информирования, произойдет существенное упрощение таможенных операций. На практике информация о прибывающем судне и товарах будет направляться в таможенные органы заблаговременно, до прихода судна в порт. Это позволит более эффективно планировать график обработки судов, грузовые работы в порту, а также рационально использовать складские площади. Представители таможенных органов предлагают участникам внешнеэкономической деятельности принять активное участие в тестировании прототипа нового программного средства. Его результаты с замечаниями и предложениями будут учтены ФТС России при создании полнофункциональной версии портала «Морской порт». Как сообщили в Калининградской областной таможне, совещание-презентация создаваемого портала, аналогичное тому, что провели на Усть-Лужском таможенном посту, в марте 2014 года будет организовано в Морском порту Калининград. Стоит отметить, что комплекс программных средств (КПС) «Прототип портала «Морской порт»» предназначен для обеспечения автоматизации отдельных операций процесса межведомственного информационного взаимодействия между участниками морских перевозок при совершении операций по таможенному контролю и иным видам государственного контроля в морском порту. Он используется в пилотной зоне с целью проверки (апробации) результатов, полученных в рамках первого этапа НИР «Морской порт» в реальных условиях. Доступ к КПС имеют уполномоченные сотрудники администрации порта; лица, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза морским (речным) транспортом и обладающие информацией о товаре, в том числе отправитель, получатель, экспедитор, декларант; судовые агенты, имеющие информацию о судне и перевозимых на нем товарах; уполномоченные сотрудники компаний, осуществляющих выгрузку и погрузку товаров с морских судов, их хранение в ЗТК и СВХ; судовые агенты, имеющие информацию о судне и перевозимых на нем товарах; должностные лица, осуществляющие таможенные операции и таможенный контроль товаров и транспортных средств в морских портах, а также госконтроль (надзор) за перемещением подконтрольной продукции через границу. Взаимодействие пользователей с КПС «Прототип портала «Морской порт» происходит через Web-интерфейс. С помощью КПС можно осуществлять прием и фиксацию результатов анализа предварительной информации о морском судне и перемещаемых на нем товарах; обеспечивать информационное взаимодействие после прибытия морского судна путем направления информации, документов и сведений в электронной форме или предоставление доступа к информации, относящейся к компетенции участников бизнес-процессов в морском порту. Кроме того, портал призван обеспечить принятие рекомендаций и окончательных решений в отношении судов и товаров, доведение принятых решений до заинтересованных лиц; обмен сообщениями и уведомлениями между должностными лицами таможенного поста и другими участниками процесса международной перевозки товаров, перевозимых морским транспортом; использование справочной информации (нормативная правовая база, ссылки на другие информационные ресурсы, реестры морских перевозчиков).