Таможенный представитель (брокер)

Уголь и лес пошли на экспорт

Объем перевалки контейнеров в портах Петербурга из-за снижения импорта упал почти на 30% за полугодие. Зато объемы экспорта, наоборот, растут. Из-за девальвации рубля наши минеральные продукты, лес, уголь, металлы для иностранцев теперь значительно дешевле

Оборот грузов в контейнерных терминалах Петербурга за полгода 2015 года упал на 17% (в сравнении с полугодием 2014 года) – до 10 млн тонн, а оборот самих контейнеров, груженных и порожних, где не учитывается вес товаров, — на 28%, до 862 тыс. TEU. Такие данные приводятся в отчете Большого порта Санкт-Петербург.

По данным Infranews, оборот Первого контейнерного терминала за шесть месяцев упал на 38% (до 303 тыс. TEU), «Петролеспорта» — на 35% (до 218 тыс. TEU), «Моби дика» — на 29% (до 81 тыс. TEU). При этом объем импортных контейнеров, загруженных товарами, в этих трех терминалах сократился в среднем на 36%, до 280 тыс. TEU. 

Аналогичная ситуация в других портах Северо-Запада, входящих в состав Большого порта Санкт-Петербург. В порту Усть-Луга за шесть месяцев перевалили на 17% меньше контейнерных грузов (363 тыс. тонн), а самих контейнеров — на 22% меньше (40,7 тыс. TEU). Оборот грузов в порту Калининград упал на 39% (397 тыс. тонн), контейнеров — на 59% (74 тыс. TEU).

В Global Ports не комментируют причины падения контейнерного оборота. Ему принадлежит большинство терминалов Петербурга и Ленобласти (ПКТ, «Петролеспорт», терминал в Усть-Луге, «Моби дик» и другие), за исключением Контейнерного терминала Санкт-Петербург Владимира Лисина, «Невы-металл» Алексея Мордашева и нескольких других. 

В контейнерах везут в Россию огромную номенклатуру заграничных товаров, в том числе одежду, бытовую технику, комплектующие для автомобилей, до запрета на ввоз отдельных товаров из Европы и США в нашу страну возили мясо, фрукты и овощи. Как объяснили «Фонтанке» собеседники в контейнерном бизнесе, этот рынок крайне чувствителен к макроэкономическим факторам. Падение оборота — следствие снижения потребительского спроса, падения доходов населения и девальвации рубля.

«Так же, как и в 2008 году, сейчас происходит оживление экспорта. В результате обесценивания рубля наши товары стали почти в два раза дешевле для иностранцев. Естественно, спрос на них начал расти. Это минеральные продукты, металлы цветные и черные, лес, уголь», — объяснил собеседник.

Тезис о росте экспорта частично подтверждается данными Контейнерного терминала Санкт-Петербург (КТСПб). Вес товаров, отправленных на экспорт в терминале, в отчете не содержится. А общий объем груженых и порожних контейнеров, отправленных на экспорт, сократился на 9,1%, до 88 тыс. TEU. Однако доля груженых контейнеров в составе экспорта за полугодие действительно выросла с 35% до 67%, составив 59 тыс. TEU, доля пустых — сократилась на 33%, до 29 тыс. TEU.

В импортном направлении КТСПб обработал 85 тыс. TEU, и это на 14% меньше, чем за шесть месяцев 2014 года. Из них 24 тыс. TEU пришлось на контейнеры с рефрижераторными грузами (от лат. refrigeratus — охлажденный), в которых возят скоропортящиеся продукты.

Итоги внешней торговли Петербурга за шесть месяцев 2015 года еще не опубликованы. Зато крайне показателен отчет Северо-Западного таможенного управления за первый квартал, тенденции которого, очевидно, распространятся на весь год. (Отметим, что в эту статистику попадают не только товары, которые возят контейнерами, но и нефть с бензином.) За первые три месяца года вес нетто (без упаковки) минеральных продуктов (занимают 65% в доле экспорта), отправленных Петербургом на вывоз, вырос на 6%, а в долларах США упал на 45% за счет снижения цен.

«Более резкое (почти в 3 раза) снижение [денежных объемов экспорта] произошло по машиностроительным товарам. Практически по всем товарным группам сокращения значительные: оборудование промышленное — в 2,5 раза, суда — в 3,3 раза, приборы и инструменты — в 4 раза, транспортные средства — в 3,4 раза», — говорится в отчете. Общий денежный товарооборот в первом квартале упал на 42%, до $ 7 млрд, в том числе стоимостное снижение импорта составило 40% (до $ 4,3 млрд), экспорта — 46% (до $ 2,7 млрд).

На фоне снижения оборота контейнерной перевалки терминалы получают меньше денег, а значит, логично предположить, что они пересматривают свои инвестпрограммы. «Терминалы  Global Ports  имеют гибкие инвестиционные программы, предполагающие  увеличение  мощностей в соответствии с прогнозом спроса на перевалку контейнеров в регионе.   В 2015 году мы продолжаем развитие своих терминалов, запланированные инвестиции в этом году составят 27 млн долларов (включая  развитие терминала ВСК на Дальнем Востоке).  Инвестиционная программа на этот год учитывает существенный запас свободных мощностей, которым располагают предприятия группы», – сообщили «Фонтанке» в компании.

Отметим, что для петербургских и областных контейнерных терминалов экономический кризис — еще половина проблемы. В сентябре 2015 года должен начать работу порт Бронка, контейнерный терминал которого имеет мощность 1,45 млн TEU в год. В этом месяце максимальная глубина морского канала составит 11,2 м, а к декабрю она будет увеличена до 14,4 м. Это позволит принимать суда класса Panamax вместимостью 8,1 тыс. TEU. Такой глубиной обладает только терминал порта Усть-Луга, во всех остальных терминалах глубина 11 м.

Гендиректор компании «Феникс», которая строит Бронку, Дмитрий Михальченко месяц назад заявлял, что уже есть договоренности с судоходной компанией  CMA-CGM, которая будет направлять в порт свои суда раз в неделю с сентября 2015 года и три раза в неделю – с января 2016-го. Как пояснил «Фонтанке» исполнительный директор «Феникса» Алексей Шуклецов, до конца 2015 года объемы перевалки контейнеров будут несущественными.

«Речь идет всего о ряде [судоходных] линий, с которыми мы ведем переговоры. Терминалы существующие какого-либо оттока груза не заметят. Что касается объемов следующего года, — предвосхищать что-то рано. Когда будут завершены переговоры, подписаны договоры, тогда да. Но и то, по нашим оценкам, в 2016 году объем перевалки будет в пределах 200 – 250 тыс. TEU. Нам ведь надо потренироваться, показать качество, отладить процедуру. Рвать на себе рубаху, чтобы заполниться в один день, у нас цели нет», — сказал Шуклецов.

У инвесторов Бронки нет беспокойства, связанного с тем, что они открываются в разгар кризиса и на фоне повсеместного падения контейнерной перевалки. По мнению Шуклецова, это падение связано не только лишь с одними санкциями и ограничениями на ввоз в Россию товаров, а с удорожанием кредитов, от которых сильно зависят российские импортеры.

«Импортеры работают на предоплате, у них сейчас нет кредитных ресурсов. Они даже поставки делают сразу в торговые сети, а не на склад, как раньше. Как только ставки нормализуются по рублевым кредитам, — а сейчас есть все основания полагать, что ситуация приходит в норму, — начнется рост импортных поставок, вырастут и объемы контейнерной перевалки. Наши бизнесмены всегда найдут способ работать. Если кто-то хочет что-то импортное купить, значит, ему это привезут и продадут», — убежден Шуклецов.

Источник: fontanka.ru

23 июля 2015

Метки: , , ;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)