К 2015 году, когда Россия, Казахстан и Белоруссия должны образовать Евразийский экономической союз (ЕАЭС), предстоит принять еще более полусотни нормативных актов. Сегодня интеграционные процессы уже приносят выгоду экономикам стран, которые стремятся к взаимодействию. Так, по данным председателя Госдумы Сергея Нарышкина, выступавшего на открытии Международного форума «Евразийская экономическая перспектива» в Санкт-Петербурге, содружество в рамках Таможенного союза (ТС) приводит не только к улучшению жизни граждан и усиливает взаимопроникновение культур, но и облегчает движение рабочей силы, капитала, движение товаров и услуг. Например, доля станков и другой машиностроительной продукции в торговле между странами ТС в 10 раз выше, чем во «внешней» торговле. К выгодам такой интеграции присматриваются другие государства — участники СНГ. Для Кыргызстана уже разрабатывается соответствующая «дорожная карта», определенные шаги готова предпринимать Украина. Однако эксперты предостерегают, что на пути к евроазиатской интеграции необходимо избежать тех ошибок, которые уже были совершены при создании Евросоюза. Например, обеспечить интеграцию в реальном секторе экономики на принципах равенства. — Когда в рамках ЕС произошло разделение на основные и периферийные страны — это была не только политическая, но и экономическая ошибка, — полагает руководитель депутации Госдумы в постоянной делегации Федерального Собрания РФ в Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС Елена Панина. — Отсюда ведут начало кризисы по греческому и кипрскому сценарию, так как за счет жесткого вмешательства в дела стран, квотирования в периферийных государствах произошло разорение сельского хозяйства, деиндустриализация промышленности. Среди основных принципов будущего ЕАЭС декларируются принципы невмешательства стран во внутренние дела друг друга, экономического равенства и взаимной выгоды. При этом последователи интеграции полностью осознают как внутренние, так и внешние противоречия, которые предстоит урегулировать на пути создания ЕАЭС. — Не все в мире приветствуют расширение и углубление евроазиатского сотрудничества, — отметил Сергей Нарышкин, — поскольку на мировом рынке в лице Таможенного союза появился новый геополитический игрок. Конкуренция с ним может подорвать монополию других региональных интеграционных структур, а в перспективе и потеснить их резервные валюты. В то же время, по мнению спикера Госдумы, в будущем «европейская интеграция станет частью евразийской» так же, как Европа является частью Евразии. Дело будущего — «создание свободного экономического пространства от Лиссабона до Владивостока». Однако сегодня странам — будущим членам ЕАЭС предстоит заняться более насущными проблемами, среди которых правовое регулирование будущих отношений между странами — членами союза. Так, сейчас, когда разрабатывается проект договора о создании союза, необходимо параллельно готовить к систематизации действующие соглашения, которые останутся в силе после 2015 года. Необходимо также приступить к разработке принципов создания парламента ЕАЭС и судебных органов, других механизмов принятия и исполнения решений. На уровне прикладных решений странам еще предстоит договориться о едином товарном знаке, едином реестре интеллектуальной собственности, отмене повторной сертификации продукции. Кроме того, необходима интеграция в сфере стратегического планирования, единых промышленных кластеров, поддержка малого и среднего бизнеса. Инструменты для этого есть, вот только уровень производства пока таков, что предмета регулирования не хватает. Источник: Российская газета