Наше государство, введя так называемый утилизационный сбор в сентябре прошлого года, по утверждениям чиновников, преследовало, конечно, благие цели улучшения экологии с подоплекой поддержки отечественного автопрома в условиях членства страны в ВТО. Неожиданным (или, скорее всего, запланированным) бонусом от этого стали немалые деньги, изъятые из кармана автолюбителя и положенные в государственный бюджет. Вроде бы, даже на отдельную полку…По отдельным прогнозам, через несколько лет эта сумма достигнет 20 млрд. рублей. Думается, такие деньги соберутся гораздо быстрее. Так, на Дальнем Востоке, главном регионе России по ввозу подержанных иномарок, особенно, так любимых дальневосточниками «праворулек», только за 4 месяца 2012 года было собрано 2 млрд. рублей.
Несомненно, введение утилизационного сбора в отношении транспортных средств импортируемых в РФ стало одним из самых болезненных и обсуждаемых вопросов 2012 года. Эта мера со стороны государства была вынужденной, в связи с тем, что после вступления России в ВТО ввозные пошлины на импортируемые автомобили были снижены. Утилизационный сбор стал протекционистской мерой, компенсирующей негативные последствия после снижения пошлин. Думается, что простой потребитель с этим бы не согласился. Но простой потребитель ведь и не думает «по-государственному», а только «по-потребительски»….
Тем не менее, на примере Дальнего Востока можно сделать вывод о том, что государственное мышление у россиян не в чести. Поднятия отечественного автопрома на должную высоту качества и комфорта, с точки зрения потребителя, не произошло. Поэтому он «голосует» своими деньгами за «японки». По-прежнему, в том же объеме….
Так, 29 января на пресс-конференции начальник ДВТУ Сергей Пашко особое внимание уделил количеству автомобилей, ввезенных через таможни Дальнего Востока в 2012 году, а также последствиям введения в сентябре 2012 года утилизационного сбора.
Он отметил: «После бума в 2008 году было резкое снижение ввоза автотранспорта в 2009. Но, начиная с 2010 года, мы отмечаем ежегодный рост. Прошедший, 2012 год не выпал из этой стройной прогрессии, относительно 2011 года увеличение составило 35 %». Всего в 2012 году было ввезено 258,5 тысяч автотранспортных средств: это автобусы, легковой и грузовой автотранспорт. Импорт автобусов снизился и составил около 8%. А вот ввоз легковых и грузовых автомобилей существенно вырос, на 39% и 29% соответственно»….
«Утилизационный сбор повлиял опосредованно. Действительно, в сентябре был спад относительно августа, но к концу года мы вернулись к августовским объемам оформления, — подчеркнул Сергей Пашко. — А вообще, общая сумма утилизационного сбора, которая сейчас организуется таможенными органами, составила около 2 млрд. рублей. Но, если брать от общего объема платежей за 4 месяца, это всего 3 %».
В целом, утилизационный сбор не стал сильным препятствием для импорта автомобилей. Пройдя адаптационный период в августе-сентябре 2012 года, показатели объема импорта транспортных средств вернулись на прежний уровень.
В процессе адаптации таможенники ДВФО столкнулись с 2 проблемами: проблема, связанная с программным обеспечением и со справедливыми нареканиями участников внешнеэкономической деятельности на то, что к утилизационному сбору надо было прилагать большой пакет документов. Больше всего от необходимости собирать множество бумаг пострадали юридические лица, которым в первое время приходилось прикладывать полный список сопроводительных документов и расчет утилизационного сбора к каждому автомобилю. Но, как заверяет начальник ДВТУ, благодаря проведенной совместной работе управления с ФТС этот список был минимизирован: теперь требуютсся только расчет платежей и одобрение транспортного средства. По остальным документам надо просто сделать ссылку на декларацию.