В настоящее время наблюдается дисбаланс между правами и обязанностями российских компаний, оказывающих экспортерам и импортерам услуги таможенных представителей.
Необходимость саморегулирования рынка в области внешнеэкономической деятельности в таможенной сфере для бизнес-сообщества ВЭД – неизбежность, которая даст толчок развитию как таможенного сервиса в целом, так и отдельных сегментов этого бизнеса в частности. А главное – освободит государство от выполнения несвойственных ему функций и даст возможность бизнесу, завязанному на ВЭД, самому определять, формировать и развивать те направления сервиса, которые необходимы ему как таковые. Вот уже на протяжении нескольких лет бизнес пытается преодолеть лобби ФТС в этом вопросе.
Очень сложно получить у Федеральной таможенной службы (ФТС) разрешение заниматься этим видом деятельности, а лишиться статуса легко: ведь застраховаться от технических ошибок персонала невозможно. Между тем ФТС наказывает за просчеты очень серьезно.Создание саморегулируемых организаций в таможенном деле позволит представителям бизнеса самим устанавливать «правила игры», определять санкции за их нарушение и создать механизмы разрешения конфликтов.
Снять чрезмерные требования таможенников призван подготовленный ведущими участниками рынка законопроект о введении саморегулируемой организации (СРО) в сфере таможенного представительства — по аналогии со строителями, проектировщиками, оценщиками. По последним, пока не подтвержденным данным, документ уже получил одобрение в Минэкономразвития РФ и профильном комитете Государственной Думы. НП «ПРОВЭД» также уже не раз поднимало этот вопрос. Ожидается, что СРО станут следить за чистотой рядов таможенных представителей, проводить их селекцию, а ФТС — контролировать саморегулируемые организации. Проблема в том, что таможенники не хотят терять мощные рычаги воздействия на участников рынка и потому выступают против этого закона.
Справка ПРОВЭД: Впервые в российское правовое поле термин «саморегулируемая организация», как самостоятельный субъект правоотношений был введен одноименным Федеральным законом от 01.12.2007 № 315 и к настоящему моменту СРО приобрели довольно широкое распространение во многих сферах, кроме таможенной. Одним из аргументов создания СРО в сфере таможенного дела являются факты того, что у участника ВЭД создан негативный образ (презумпция недобросовестности, виновности); таможенное администрирование бизнеса и всех процессов взаимоотношений зачастую необоснованное и жесткое; отсутствует прозрачность деятельности участников ВЭД
В целом это очень прогрессивный шаг, соответствующий мировой практике, поскольку саморегулирование очень развито в США и некоторых странах Европейского союза. Собственно говоря, законодательство США и является «источником» российского закона о СРО.