Таможенный представитель (брокер)

Вид на море и обратно

По мнению российских шипчандлеров, сложность процедур таможенного оформления судовых припасов негативно влияет на качество обслуживания морских судов в российских портах. О том, какие проблемы приходится решать российским судовым снабженцам и о результатах своей переписки с российской таможенной службой,Tks.ru рассказал директор шипчандлерской компании, доставляющей судовые припасы в порты Выборг и Усть-Луга. К статье прикреплен опрос, результаты которого будут опубликованы и переданы структурам и организациям, интересующимся данной проблемой

Закон, что дышло…

Как из простого дела сделать сложное? Да очень просто. Рецепт подобного мероприятия не придется отыскивать в неких тайных кладовых, или извлекать из бесед с умудренными старцами, он общеизвестен. Надо просто поручить разработать законодательную базу процедуры российским чиновникам и дело можно считать сделанным. Если же вы хотите добиться идеального результата и превратить выполнение элементарных операций в сложную многоходовку с  непредсказуемым результатом,  то предложите поработать над их законодательной базой нескольким ведомствам сразу. Результат не обманет ваших ожиданий. Достаточно скоро вы будете иметь в своем распоряжении  обширный  свод норм и правил, соблюсти которые при выполнении  требуемой процедуры,  будет  по силам лишь старику Хоттабычу, который умел извлечь любой предмет из воздуха, просто вырвав волосок из своей бороды и произнося  с детства знакомое  заклинание -«Трах-тибидох».

Существам, не владеющим столь сказочными приемами,  – российским шипчандлерским компаниям, занимающимся поставкой на суда продовольствия и потребительских товаров,  в наши дни приходится совсем  туго. Несмотря на то,  что они в процессе доставки этих товаров на морские суда,  без всякого сомнения,  рвут на себе волосы и произносят слова, созвучные приведенному заклинанию, толку от этого мало и  дела их становятся все сложнее и запутаннее.

А все дело в том, что над законами, регламентирующими  доставку судового снабжение на суда,  совместно  проработали господа из ФТС и Минтранса. Причем, судя по тому, что  в них написано, чиновники забыли несколько довольно-таки существенных мелочей. Об этих мелочах я сейчас им напомню. Во-первых, морское судно, господа- это такая штука, которая ходит взад-вперед по морю и возит грузы. Во-вторых, пароходы иногда ненадолго заходят в порт, чтобы эти грузы выгрузить или погрузить. В-третьих, на пароходах плавает команда, состоящая из живых людей, которые иногда хотят есть и пить. К чему приводит такая забывчивость, я объясню на простом примере,  взятом, что называется, из жизни.

 

Суета вокруг причала

Итак, процедура доставки припасов на борт судна в современной  России выглядит следующим образом.

Разумеется,  все начинается с заявки со списком необходимых судну припасов. Заявку эту капитан судна отправляет судовому снабженцу заблаговременно, то есть,  когда судно еще находится в море. Выполняется она просто  по электронной почте, что капитан судна, в особенности,  если это судно иностранное,  считает вполне достаточным соблюдением формальностей. О том,  до какой степени он заблуждался,  выясняется практически сразу по прибытию судна в порт.

Сразу после открытия границы к капитану влетает взмыленный шипчандлер, который вместо того чтобы немедленно начать погрузку необходимых припасов,  начинает требовать от судна совершенно немыслимых вещей, ведет себя странно и вообще валяет дурака. Начинает он с того,  что слезно просит предоставить ему эту заявку, заверенную судовой печатью и капитанской подписью.  Затем ему, неведомо для каких целей,  потребуется договор с судном на поставку припасов. Далее идет перечень требований, которые вообще не лезут ни в какие морские ворота страны. Этот странный человек, которому видимо по недоразумению доверили судовое снабжение,  требует все новых и новых документов.

Например,  ему абсолютно необходима Ship’ stores declaration, «Номинация»,- документ, подтверждающий, что его компания номинирована на поставку припасов для  этого судна, документ, подтверждающий цель захода судна в порт, и  подтверждение, что помещения судна соответствуют требованиям для хранения трехмесячного запаса продуктов.

Окончательно укрепляет капитана в том, что он находится в компании сумасшедшего, просьба шипчандлера предоставить документ,  в котором указан предполагаемый маршрут убытия судна.  После того как  нелепые требования этой личности  удовлетворены, она исчезает, сообщив, что дел у него теперь по горло и надо торопится, а то можно не успеть до отхода судна. После этих слов он стремительно исчезает,  оставив капитана в тревожном ожидании дальнейшей судьбы вверенного ему судна и экипажа.

А между тем в действиях  субьекта, посетившего судно с целью доставить пару мешков картошки, десяток карандашей и прочей,  нужной для существования в море мелочи,  нет ничего странного. Он абсолютно адекватен и мозг его находится в полном порядке, чего не скажешь о мозгах законотвороцев,  закрепивших требования к предоставлению этих документов в  приказе ФТС № 1665 от 29.12.07. 

Более того,  сказав капитану, что дел у него по горло и можно не успеть, он сообщил абсолютную правду, потому, что те документы, которые он получил от судна, составляют лишь часть требуемых. Поэтому прихватив с собой дополнительный пакет документов, состоящий из 26 позиций, которые можно полностью посмотреть здесь,  шипчандлер  бежит пару километров в таможню, для получения разрешения на снабжения судна. Я не оговорился, он идет именно пешком, потому как разрешение на впуск машины он получит только после штампа таможни, разрешающей выгрузку снабжения на судно.

После того, как этому усталому путнику ставят разрешающий штамп,  он может подъехать к судну и приятно удивить капитана,  доставив на борт требуемое в заявке. Но если для капитана, ожидавшего всего каких-нибудь 5-8 часов необходимых ему для дальнейшего плавания вещей,  тревоги  на этом закончились, то рабочий день шипчандлера  только набирает обороты. Его тернистый путь опять лежит в таможню, где он предоставляет подписанные судном документы, заверяющие погрузку снабжения на борт. При этом с него требуют еще один документ – Ship’ stores declaration на отход судна. Этот нюанс требует более подробного объяснения.

Дело в том, что декларация о припасах (ship’s stores declaration), оформляемая судном на приход и на отход, всегда предоставлялась капитаном или агентом при таможенном оформлении прихода и отхода судна. Сейчас этот документ требуют от судового снабженца, причем копия оформленной декларации о припасах, заверенная судовой печатью, не принимается. Таможне требуется только декларация с оригинальной печатью таможенного органа. В результате внедрения этих передовых таможенных технологий жизнь шипчандлера становится совсем безрадостной. Потому,  что на практике это означает необходимость его присутствия не только на приходе судна в порт, но и на его отходе, (иногда  ожидание составляет несколько суток)  чтобы получить декларацию о припасах на отход.

Впечатляющая процедура,  не правда ли? Причем надо заметить, что такой она была не всегда. Требования о предоставлении оригиналов договоров с судном на поставку припасов, номинаций и прочих документов, требующих капитанской подписи до момента поставки припасов на  борт судна начались примерно с  января 2011 года. Ситуацию мгновенно осложнило также и то, что у инспекторов различных таможен, оформляющих судовые припасы в Санкт-Петербургском, Выборгском и Усть-Лужском портах,   сложились разные представления  и о порядке выполнения процедуры оформлении и о виде документов, предоставляемых для ее проведения.

 

Ребята, напишите мне письмо. А то здесь ничего не происходит…

Разумеется,   любому нормальному человеку, занимающегося этим видом бизнеса и вынужденному  метаться  челноком по причалам   между пароходами и таможней, чтобы выполнить все эти мудрые требования законов, приходит в голову вопрос о том насколько обосновано их выполнение.  В таких случаях, гражданин, пользуясь предоставленным ему законом правом,  просит ведомство разъяснить  правомерность этих  требований. Разъяснений попросил и  генеральный директор шипчандлерской компании ООО «ИТ Сервис»  Игорь Язубец, отправив в  марте 2011 года письмо в СЗТУ с просьбой уточнить правила и перечень документов, необходимых для оформления судовых припасов.  В ответе СЗТУ, который пришел в конце апреля, помимо довольно общих рассуждений  и ссылок на правоустанавливающие документы содержалось несколько существенных вещей. (Письмо  СЗТУ:  лист1лист 2лист 3). Так  первый зам начальника СЗТУ Юрий Лямкин, чья подпись стоит под данным текстом,  ответил, что:

— «декларация о таможенных припасах (Ships’ stores Declaration ) предоставляется таможенному органу перевозчиком при совершении  таможенных операций, связанных с убытием судна с таможенной территории, в то время как таможенная декларация на припасы  подается до совершения таможенных операций, связанных с убытием судна;

— требования о необходимости предоставления декларантом припасов, вывозимых с таможенной территории, договора с капитаном судна на поставку припасов таможенным законодательством ТС не установлено».

Однако своего должного воздействия на умы подчиненных СЗТУ региональных таможен это разъяснение не произвело. Так, например,  в  ответ на письмо,  направленное директором ООО «ИТ Сервис»  в адрес начальника Усть-Лужского таможенного поста  о необходимом перечне документов для оформления судовых припасов, последний бодро перечислил в ответе (Ответ:  лист1лист 2) все документы, содержащиеся в приказе № 1665. Разумеется,  в этом списке есть и внешнеторговый договор с судном на поставку припасов  и письменная заявка на поставку припасов  от капитана судна и прочий перечень документов,  завереных подписью и печатью судна, которое, заметим,  никаких припасов, на момент необходимости предоставления документов в глаза не видело.

Последняя надежда судовых снабженцев внести ясность в вопрос предоставления  необходимых для оформления судовых припасов документов и последовательности процедуры оформления  была возложена на ФТС. Поэтому  07 июня 2011года, директор ООО «ИТ Сервис» Игорь  Язубец направляет адрес ФТС письмо, в котором в очередной раз просит  уже руководство российской таможенной службы обратить внимание на сложившеюся ситуацию и внести ясность в данный вопрос . В нарушение всех сроков, установленных законом, и после неоднократных обращений, руководитель «ИТ Сервис» наконец получил долгожданный ответ, за номером 04-56/51870  от 27 октября 2011 (Ответ : лист 1,  лист 2). Собственно ответом данный документ считать сложно, поскольку не на один из поставленных вопросов ответа он не содержит. Определение «отписка» подходит к данному документу, по мнению Игоря Язубца,  гораздо больше.

 

А что же будет дальше?

К сожалению,  ровным счетом ничего хорошего. Очередной  законодательно- исполнительный круг в очередной раз замкнулся, основательно ущемив интересы бизнеса,  вот и все. К сожалению действующего механизма по внесению изменений в законодательные нормы  в интересов представителей малого  и среднего бизнеса в России просто нет, несмотря на то, что забота о нем постоянно декларируется властью.

Всерьез представить ситуацию, при которой профильные ведомства начнут вносить инициативы по изменению тех законов, которые ими и создавались,  вряд ли может себе представить любой здравомыслящий человек,  хоть немного знакомый с этой кухней и  процессом принятия законодательных инициатив. А ведь судовое снабжение, которое хоть и не является объектом внимания крупного бизнеса, во многом оказывает свое влияние на качество обслуживания судов, заходящих в российские порты и их привлекательность для иностранных судовых линий. А это впрямую влияет на рост грузопотоков, за который на словах так болеют чиновники соответствующих ведомств.

Однако,  вместо того, чтобы предпринять какие либо практические шаги в этом направлении,  российские чиновники всеми силами продолжают усложнять процедуры, которые во всем цивилизованном мире сведены до элементарных формальностей и демонстрировать всему миру свою острую законодательную несостоятельность.  И я буду очень удивлен, если кто-нибудь приведет мне примеры, свидетельствующие об обратном.

Источник: Tks.ru

31 октября 2012

;

Новости

10.12.2020 Экспорт столичного светового оборудования вырос на 6 процентов

10.12.2020 Несырьевой экспорт за 9 месяцев превысил $111 млрд

09.12.2020 Крым хочет наладить прямые морские торговые маршруты с Никарагуа, чтобы возить кофе и фрукты

09.12.2020 Таможенные и налоговые органы обсудили вопросы межведомственного взаимодействия

28.10.2020 В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ

28.10.2020 В китайской провинции Шаньдун на грузе с трех российских судов выявили коронавирус

19.10.2020 Правительство расширит поддержку экспорта сельхозпродукции

19.10.2020 В России предлагают создать систему отслеживания импортных товаров

Все новости RSS

BTO Бизнес ВЭД Выставка Евразийский экономический союз Законодательство Импорт Конференция Маркировка Минпромторг Минсельхоз Пошлины Пресса Роспотребнадзор Россельхознадзор Семинар Сертификаты Совещание Статистика Таможенная политика Таможенный представитель Таможенный союз Таможня Товарооборот Фитосанитарный контроль ЭДО Экспорт

Архив новостей
  • Декабрь 2020 (4)
  • Октябрь 2020 (6)
  • Сентябрь 2020 (6)
  • Август 2020 (8)
  • Июль 2020 (12)
  • Март 2020 (14)
  • Февраль 2020 (20)
  • Январь 2020 (18)
  • Декабрь 2019 (25)
  • Ноябрь 2019 (8)
  • Октябрь 2019 (17)
  • Сентябрь 2019 (27)
  • Август 2019 (16)
  • Июль 2019 (12)
  • Июнь 2019 (18)
  • Май 2019 (21)
  • Апрель 2019 (23)
  • Март 2019 (24)
  • Февраль 2019 (21)
  • Январь 2019 (13)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (16)
  • Октябрь 2018 (18)
  • Сентябрь 2018 (12)
  • Август 2018 (33)
  • Июль 2018 (11)
  • Июнь 2018 (29)
  • Май 2018 (37)
  • Апрель 2018 (18)
  • Март 2018 (24)
  • Февраль 2018 (23)
  • Январь 2018 (32)
  • Декабрь 2017 (45)
  • Ноябрь 2017 (38)
  • Октябрь 2017 (36)
  • Сентябрь 2017 (39)
  • Август 2017 (48)
  • Июль 2017 (41)
  • Июнь 2017 (57)
  • Май 2017 (51)
  • Апрель 2017 (49)
  • Март 2017 (51)
  • Февраль 2017 (48)
  • Январь 2017 (43)
  • Декабрь 2016 (51)
  • Ноябрь 2016 (41)
  • Октябрь 2016 (58)
  • Сентябрь 2016 (60)
  • Август 2016 (72)
  • Июль 2016 (57)
  • Июнь 2016 (73)
  • Май 2016 (68)
  • Апрель 2016 (82)
  • Март 2016 (78)
  • Февраль 2016 (58)
  • Январь 2016 (56)
  • Декабрь 2015 (94)
  • Ноябрь 2015 (67)
  • Октябрь 2015 (77)
  • Сентябрь 2015 (75)
  • Август 2015 (67)
  • Июль 2015 (76)
  • Июнь 2015 (81)
  • Май 2015 (90)
  • Апрель 2015 (87)
  • Март 2015 (60)
  • Февраль 2015 (51)
  • Январь 2015 (45)
  • Декабрь 2014 (67)
  • Ноябрь 2014 (59)
  • Октябрь 2014 (54)
  • Сентябрь 2014 (43)
  • Август 2014 (36)
  • Июль 2014 (46)
  • Июнь 2014 (37)
  • Май 2014 (37)
  • Апрель 2014 (35)
  • Март 2014 (28)
  • Февраль 2014 (39)
  • Январь 2014 (37)
  • Декабрь 2013 (54)
  • Ноябрь 2013 (50)
  • Октябрь 2013 (63)
  • Сентябрь 2013 (53)
  • Август 2013 (49)
  • Июль 2013 (60)
  • Июнь 2013 (56)
  • Май 2013 (46)
  • Апрель 2013 (55)
  • Март 2013 (52)
  • Февраль 2013 (71)
  • Январь 2013 (58)
  • Декабрь 2012 (75)
  • Ноябрь 2012 (82)
  • Октябрь 2012 (83)
  • Сентябрь 2012 (94)
  • Август 2012 (26)
  • Июнь 2012 (5)