Вступление России во Всемирную торговую организацию привело к изменениям в работе многих государственных органов, в том числе и Федеральной таможенной службы. Кроме выполнения своих основных контролирующих функций, ФТС стала еще и важным источником аналитического материала, который дает возможность делать выводы об изменении товарных потоков
Вступление России в ВТО – знаковое событие, которому, без сомнения, суждено повлиять на всю отечественную экономику, считает статс-секретарь – заместитель руководителя ФТС Татьяна Голендеева. Бизнес прекрасно осознает это, он учится работать по требованиям этой организации. Так, в каждой десятой крупной российской компании уже созданы отделы торговой политики ВТО, сообщила она на встрече с журналистами.
В масштабах страны координатором по работе с ВТО выступает Министерство экономического развития. Именно этот орган власти является центральным по выработке понятных и прозрачных механизмов работы в новых условиях.
Федеральная таможенная служба России, в свою очередь, в рамках мероприятий по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО проводит постоянный мониторинг импорта чувствительных для внутренних производителей товаров, в том числе моторных транспортных средств, зерноуборочных комбайнов, мелованной бумаги, мяса, молочных продуктов, сахара-сырца и других товаров. Как показывают результаты мониторинга, пока серьезных поводов для беспокойства, связанного с масштабным ввозом импортных товаров этой номенклатуры, нет.
Вместе с тем именно потенциально негативные последствия вступления России в ВТО обсуждаются наиболее активно. И за ними пропадает тот положительный эффект, который получает Россия от полноправного участия в мировом рынке. На самом деле членство в ВТО предполагает приток в страну иностранных инвестиций, дешевых и качественных товаров и услуг. Более того, без всяких условий открыв свой рынок почти двадцать лет тому назад, мы оказались в положении продавца, который не может назначить цену на товар, а вынужден заранее соглашаться с предложением покупателя.
Теперь, став членом ВТО, Россия получает возможность отстаивать свои национальные интересы в сфере торговли.
Дело в том, что в рамках правовой системы Всемирной торговой организации существует возможность включать защитные рычаги, если, например, низкие импортные пошлины несут угрозу отечественному производителю. По правилам ВТО государство-участник каждые три года имеет право на пересмотр условий своего пребывания в организации, в том числе в части изменения ставок ввозных таможенных пошлин.
В то же время необходимо использовать механизмы ВТО и для борьбы за свои экономические интересы как экспортера. Членство в ВТО отнюдь не гарантирует автоматическую защиту от мер государств – участников ВТО по ограничению экспорта российских товаров на свои рынки. В отношении товаров стран Таможенного союза сегодня действует 106 ограничений, введенных в разные годы. В их числе антидемпинговые расследования, введение акцизов на дискриминационной основе, квоты, дополнительные сборы, специальные технические меры, а также экономические и политические санкции в отношении Белоруссии, которая является членом Таможенного союза.
А вот в работе самой таможенной службы, как ни странно, существенных изменений не предвидится. Все дело в том, что благодаря созданию Таможенного союза Россия уже полностью адаптировала таможенное законодательство к требованиям ВТО, привела его в соответствие с Киотской конвенцией. Собственно говоря, сам ТС изначально выстраивался по правилам ВТО.
По линии таможенной службы Россия вступила в ВТО еще в 1992 году, когда она как правопреемница СССР стала членом Всемирной таможенной организации. Все таможенные процедуры и операции, все таможенные посты полностью готовы к работе в условиях глобального рынка.
Сегодня российская нормативно-правовая база в сфере таможенного администрирования полностью соответствуют требованиям ВТО. Это касается таких чувствительных вопросов, как контроль таможенной стоимости и защита интеллектуальной собственности. По оценкам экспертов, около 80% мировой торговли связано с товарами, содержащими интеллектуальную собственность. Со вступлением России в ВТО ввоз таких товаров увеличится. С учетом этого роль таможенной службы в вопросах обеспечения защиты интеллектуальной собственности становится еще более значимой.
Конечно, это вовсе не означает, что в таможенной сфере у нас нет проблем. Кстати говоря, далеко не всегда прилагательное «таможенный» имеет отношение именно к таможенным органам. Часто решение вопросов зависит от совместной работы с другими властными структурами. Поэтому ФТС разработала 46 технологических карт межведомственного взаимодействия с 25 федеральными органами исполнительной власти. Внедрение механизмов электронного взаимодействия затрудняется ввиду технической неготовности ряда смежников к применению информационных технологий.
В таможенной сфере будут и дальше происходить изменения, связанные с вступлением России в ВТО. Но относиться они будут в основном к предметам компетенции других органов. Скажем, мерами таможенно-тарифного регулирования занимается Минэкономразвития вместе с ЕЭК, а меры нетарифного регулирования, запретов и ограничений разнесены по десятку профильных министерств и ведомств. А что касается непосредственно ФТС, то вступление России в ВТО кардинальной перестройки ее работы не требует.