Заседание круглого стола на тему «Евразийская экономическая перспектива» прошло в Минске
Заседание круглого стола на тему «Евразийская экономическая перспектива» прошло в Минске
«Интеграция «тройки» не может носить узкоэкономический характер», — заявил председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России, председатель Государственной думы Федерального собрания России Сергей Нарышкин на круглом столе «Евразийская экономическая перспектива» в белорусском парламенте. К этому он добавил, что важно расширить взаимодействие трех государств в области экологии, в гуманитарной сфере, и для этого можно использовать опыт Советского Союза, а граждане стран-членов Евразийского союза должны иметь одинаковые права на трудоустройство, передвижение и на получение образовательных услуг. Спикер Госдумы также считает, что нужно вести мониторинг как выполненных, так и невыполненных задач по созданию экономических свобод в сфере перемещения капитала, рабочей силы.
Интеграция через создание транспортных путей
«В евразийском пространстве нужно создать высокоскоростные транспортные пути»,- сказал госсекретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота на круглом столе «Евразийская экономическая перспектива» в Палате представителей Национального собрания Беларуси. Я не устаю повторять, что до тех пор, пока по нашим дорогам тяжелые фуры будут двигаться со скоростью 250 км в сутки (а в Европе — 750 км, в США — более 1 тыс. км), пока мы не создадим высокоскоростные пути через всю территорию евразийского сообщества, то говорить о дальнейшей эффективной интеграции просто сложно, подчеркнул он. Далее Григорий Рапота напомнил, что ранее уже проходили переговоры по реализации проекта транснациональной автодороги, которая бы связала Западную Европу и Западный Китай. «Но дальше слов дело пока не пошло. Грузы как перевозились морским путем, так и идут»,- с сожалением сказал он.
Григорий Рапота также затронул проблему согласования промышленной политики. По его мнению, несогласованные действия в промышленной политике в последнее время вызывают все большую тревогу, потому что промышленная политика может превратиться из интеграционного элемента в дезинтеграционный, если не принять срочные меры, а для этого необходимо проводить совместные коллегии министерств промышленности. Далее, перейдя к вопросу создания в Беларуси российской авиабазы, о которой ранее говорил министр обороны России Сергей Шойгу, Григорий Рапота отметил, что это «вообще вещь нормальная» и напомнил, что аналогичная же военная интеграция действует в Западной Европе.
«Единые органы управления энергосистемами целесообразно создать в ЕЭП»
Такую точку зрения высказал премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. «Целесообразно создать единые органы управления функционированием и развитием межгосударственных объединений наших электроэнергетических систем, а также разработать стратегию и механизмы энергетического сотрудничества. Благодаря такой системе отраслевая интеграция трех стран сможет развиваться активнее. Для создания равных условий хозяйствования на общем оптовом рынке необходимо установить единые цены на углеводороды и другие составляющие себестоимости этих услуг», — подчеркнул он. Перейдя к проблеме важности научно-технического и инновационного сотрудничества в ЕЭП, Михаил Мясникович отметил, что заострить внимание необходимо на прорывных научных направлениях с опорой на отечественный инновационный потенциал с мощной системой исследований и разработок. «На этой основе полагаю возможным разработать и принять модельный закон о научно-техническом и инновационном сотрудничестве сначала Союзного государства, а потом и, возможно, нашей «тройки». Однако, в настоящее время в Таможенном союзе отсутствуют нормативные акты, регулирующие эту сферу. Необходимо принять решения об участии ученых трех стран в конкурсах на выполнение национальных программ и проектов, в том числе по тематике оборонно-промышленного комплекса», сказал белорусский премьер-министр.
ЕЭК должна курировать переговоры стран ТС с ВТО
Далее, Михаил Мясникович перешёл к вопросу взаимоотношений между странами Таможенного союза с ВТО. «ЕЭК должна курировать эти вопросы очень жестко, ибо тема вступления Казахстана в ВТО для Беларуси является очень важной. Казахстан намерен снизить уровень тарифной защиты по многим товарным группам: свинине, рыбе, лекарствам, тракторам, автомобилям. Это очень чувствительные для Беларуси позиции и при этом мы очень мало знаем о результатах этих переговоров», — констатировал он.
Михаил Мясникович также отметил, что уже договорился со своим казахстанским коллегой о том, что Белоруссия активнее принимать участие в контроле над процессом ведения Казахстаном переговоров с ВТО. В этой ситуации Беларусь также рассчитывает на аналогичную позицию Российской Федерации, хотя Россию это интересует уже в меньшей степени, поскольку она уже член ВТО….
Произведенные в Таможенном союзе товары и услуги должны получить особый статус
«Масштабные программы модернизации производства дадут результат только в среднесрочной перспективе. И в этих условиях предлагается рассмотреть вопрос о придании особого статуса товарам и услугам, произведенным на территории ЕЭП, то есть, ввести понятие товара ЕЭП и критерии его определения. А это даст равный доступ к государственным закупкам и тендерным торгам «, — сказал Михаил Мясникович. «Страны нашего союза должны уменьшить интенсивность внутренней конкуренции. Лучше объединить усилия для конкуренции с товарами из третьих стран. Это особенно актуально в нынешних реалиях присоединения наших государств к Всемирной торговой организации. Сейчас же из-за некоторых несогласованностей в совместных действиях страны «тройки» уступают многие рынки товаропроизводителям из третьих стран «, — подчеркнул премьер-министр Республики Беларусь и, в качестве отрицательного примера, привел историю взаимоотношений российского и белорусского производителей ОАО «КамАЗ»и ОАО «МАЗ», которые на треть снизили свою долю на рынке автопрома по сравнению с тем, что было 5 лет назад. «В то же время, есть и примеры успешных совместных действий, когда путем введения сначала временной, а потом постоянной защитной пошлины на импорт, например зерноуборочных комбайнов, удалось отстоять позиции производителей стран ЕЭП»- отметил премьер-министр.